|
Но следы чужеземного влияния, даже не влияния – происхождения – в
новгородском наречье есть. Их, еще на примере живых северно-русских диалектов,
выявили русские лингвисты А. А. Шахматов, Д. К. Зеленин, Н. М. Петровский.
Знаменитое новгородское «цоканье» («целовеце», «цудно» и пр.), находило подобие
не у поляков даже, а в нижнелужицком языке, наследнике полабского наречья, на
котором говорили лужичане и… ободриты. Еще яснее сохранились черты языка
прибалтийских славян в глухих углах Русского Севера и Сибири, колонизированных
новгородцами еще до завоевания вольного города Москвой. Там же, кстати,
сохранились и былины. А. А. Зализняк, исследовав берестяные грамоты, обнаружил,
что в древности это сходство было не слабее, а сильнее. В трудах Константина
Багрянородного можно увидеть, что в ту пору на Руси было в ходу два славянских
наречия. Южное, называвшее порог «прагом» с мягким, «украинским» «г», а город –
«градом» («Вусеград» – Вышгород). И северное, называвшее, на манер
прибалтийских славян город – «гардом» («Немогарда» вместо «Новгород») и
сохранившее носовые гласные. Проще говоря, отца нашего героя звали при жизни не
Игорем, а Ингорем, а его самого – Свентославом. Последнее ввело во грех одного
особенно буйного неонорманниста, и он, на радостях изобретя небывалое
«скандинавское» имя «Сфендислейф», кинулся доказывать, что герой наш был
«скандинавом» и «конунгом». Бедняга даже не заглянул в именной указатель труда
Константина Багрянородного, и не увидел там, рядом со «Свентославом» имя
моравского князя «Свентополка». Или морав – не морав, а швед? Очередной
«конунг»?
Просто в Х веке имена варягов-князей на Руси «почему-то» произносили
на прибалтийско-славянский манер. Я же здесь оставляю привычное написание –
чтобы вас, читатель, не запутывать свыше меры. Просто имейте в виду: не Игорь –
Ингорь. Не Святослав – Свентослав.
Антропологи, изучив средневековые могильники новгородцев, установили,
что ближайшее подобие черепам новгородцев – черепа из могильников славянского
Мекленбурга, земли… ободритов.
Наконец, археология. Первые следы ильменских словен («культуры
погребальных сопок») в VI-VII веках уже имеют явные черты западнославянского
происхождения. Но в IХ-Х веках появляется новая волна пришельцев из славянской
Прибалтики. В Новгороде первые находки славянской керамики относятся к
фельдбергской культуре, существовавшей на землях… ну, читатель, вы уже
догадались. Да, ободритов. И так далее, вплоть до конструкции крепостного вала
новгородского Детинца 1116 года, которая «имеет точные аналогии только у
балтийских славян и совершенно неизвестна на Днепре». Следы балтийских славян в
виде «керамических комплексов» обнаружены так же в Пскове, Старой Ладоге,
городке на Ловати и пр. Археологи делают вывод, что в указанную эпоху в
Восточной Европе появилась вторая волна пришельцев со славянского Поморья и
Полабья.
Интересно, как называли этих пришельцев? И почему это о них в
летописях ничего не сказано?
Или сказано? Пришедшие из-за моря в IX-X веках, поселившиеся в Ладоге,
Новгороде, Пскове и явно там господствовавшие – иначе крепость
аристократического центра Новгорода, Детинец, не была бы построена по их
способу. Имеющие явное отношение к князьям. Кто бы это мог быть, читатель? Не
узнаете?
Узнали…
Но не будем спешить.
Летопись говорит, что в землях верхнего Поволжья и у Белого озера
варяги основали города – Ростов, Муром, Белоозеро. Туземцы, «первые насельники»
– неславянские народцы меря и весь. «находники», построившие и заселившие
города – варяги-русь. Иного населения там летопись не знает. Археология знает в
этих краях тоже две группы населения – финских аборигенов и пришельцев с явными
чертами прибалтийской культуры эпохи викингов, которые наши археологи поспешно
окрестили «скандинавскими комплексами». Тогда отчего Ростов, Муром и Белоозеро,
а не какой-нибудь «Муромвик» или «Витзеборг»? Отчего в Ростове главной
языческой святыней был идол Велеса, не финского и не норманнского Божества? И
отчего к ХI-XII векам оба эти города предстают стопроцентно славянскими? Еще
Иловайский ехидно замечал: «выходит, скандинавы ославянили для нас мерю». Можно
задать и еще один вопрос: отчего в могильниках со «скандинавскими комплексами»
после перехода в Х веке от сожжения тел к погребению, не найдено ни одного
скандинавского черепа? «Комплексы» есть, а скандинавов нет.
А может, пора археологам избавляться от скандинавской
закомплексованности? Перестать именовать каждый памятник балтийской культуры
эпохи викингов скандинавским? Но мы не об археологах, мы о варягах.
В середине XI века основатель Киево-Печерской лавры Феодосий беседует
с князем Изяславом, сыном Ярослава Мудрого, о католиках-«латинянах». Феодосий
«латинян» не любит люто, и князя против них настраивает. И сообщает для этого
об их, «латинян», злодействах в Варяжской земле. Они-де там разбой творят,
людей убивают, в веру свою крестят насильно и «верных» – то есть православных,
христиан восточного обряда – всячески злобно притесняют.
В Швеции несколькими десятилетиями после этой беседы христианские
проповедники почтительно просили короля-конунга, уже крещеного, чтоб тот закрыл,
наконец, огромный языческий храм у самой столицы, или хоть жертвоприношения
кровавые в нем прекратил. Король священникам ответил, что если он посягнет на
древнюю святыню своего народа, не быть ему королем, а им – не быть живыми. Не
свирепыми крестоносцами пришли в Швецию католики, а смиренными миссионерами. Да
и православных в тогдашней Швеции не водилось, во всяком случае, тех, о ком
|
|