|
другое одинаково важно.
Глава седьмая
Могилы и размышления
О жизни и о смерти
Люди, принадлежащие к разным народам, разнятся между собою не столько по
образу жизни, сколько по отношению к смерти. На первый взгляд – это парадокс.
Принято считать, что смерть равняет все и всех. Но так ли это? Подумаем и
разберемся.
В жизни человек минувших эпох хотел иметь пищу и женщину, кров над головой и
детей – продолжателей его рода, своеобразное ощущение бессмертия в потомстве.
Чтобы осуществить эти скромные чаяния, ему были нужны орудия и оружие,
предпочтительно наилучшие из тех, какие в его время на тогдашнем уровне техники
существовали. Если он их и не изобрел сам, то воспроизводил все, что видел у
соседей, а если и это оказывалось сложно, то выменивал или отнимал нужную вещь.
Этим объясняется, что ареалы распространения тех или иных типов орудий (ножей,
керамики и т. п.) всегда шире ареалов распространения племен. Археологическая
культура и этническое единство совпадают редко.
Зато обряд погребения мертвых почти всегда имеет особенности, отличающие его
от всех других обрядов. Похороны близкого, дорогого человека – дело настолько
интимное, что подражание чужеземцам казалось примитивному сознанию неуместным.
Хотя теоретически количество способов похоронить покойников очень невелико (ну,
можно труп закопать, положить на землю или на дерево, сжечь, бросить в воду;
больше, пожалуй, ничего не придумаешь), но детали в каждом случае разнятся
настолько, что определить, кто погребен в той или этой могиле, по большей части
возможно. Изменение обряда погребения бывает лишь при смене религии, но это
явление редкое и связанное с коренной ломкой этнического бытия и сознания.
Племя, сменившее веру отцов, по сути дела иное племя.
Могильник на бугре Степана Разина оказался археологическим музеем. Там были
остатки древних сарматских погребений и сарматской керамики. Сарматские могилы
были нарушены могилами хазарского времени, и тут выявилось неожиданное
многообразие. Обычно разные типы погребений на одном кладбище показывают смену
эпох и народов, но здесь пять типов относятся к одному времени. Они
сосуществовали! Могилы воинов тюркютского хана и могилы хазарских женщин и
детей расположены на тесном кладбище вперемежку, в одном слое, но с четкими
интервалами между могилами – не менее 1,5 м. Очевидно, когда здесь хоронили,
могилы имели внешние признаки, которые стерли время, дожди и ветры.
Первыми нам попались погребения самих тюркютов, потом их союзников – теле,
силами которых тюркюты «геройствовали в пустынях севера» [14, т. I, с. 301].
Затем открылся старичок-печенег и под конец раскопок 1961 г. мы нашли барсила.
Больше нигде такого разнообразия не встречалось, зато хазарские погребения были
разбросаны по всей дельте. Поэтому описание хазарских могил мы дадим в конце
главы. Как видно, степняки-кочевники и хазары умирали и жили в близости и
согласии, вместе ходили громить персов и вместе отражали натиск арабов. Хазар,
барсил, тюркютов, телесцев связывала не общность быта, нравов, культуры или
языка, а общность исторической судьбы. Они были различны, но они были друзьями.
И с этой точки зрения понятно, почему лишенная престола и гонимая на родине
западная ветвь династии Ашина нашла убежище в Хазарии и правила там до начала
IX в., когда власть от тюркских ханов перешла в руки еврейских царей. Вот
первое, что рассказали о былой жизни могилы, будучи нанесены на план. Посмотрим,
что смогут добавить они, взятые по отдельности.
Тюркюты. Покойников сжигали, а пепел прикрывали землей [там же, с. 228—230].
На Алтае, где грунт очень тверд, они закидывали прах мертвецов камнями из
соседних древних могил. Благодаря этому удалось установить, что площадки, куда
складывали пепел, были четырехугольными [24]. Вот такие же площадки были
встречены нами на бугре Степана Разина, с той лишь разницей, что прах был
засыпан супесью, спекшейся в корочку, прикрывавшую остатки обожженных костей и
обломки железных ножей [35].
Трупосожжение – обычай воинственных народов. Потомки завоевателей Индии –
ариев – индусы сжигали покойников и бросали пепел в воду. Но так как сжечь
человеческое тело нелегко, то с течением времени стали бросать в реку на
съедение крокодилам полуобожженные трупы. Норманны клали умершего на ладью,
поджигали и отталкивали от берега. В море плыл факел, погружавшийся потом в
бездну. Сжигали трупы и римляне, причем со свойственной им точностью они дали
объяснение возникновения обычая: «сожжение трупа не было у римлян древним
установлением; умерших хоронили в земле, а сожжение было установлено, когда,
ведя войну в далеких краях, узнали, что трупы вырывают из земли» (PI. VII, 187)
[цит. по: 73, с. 214]. Надо полагать, что тюркюты, такие же воины, какими были
древние индусы, римляне и норманны, также боялись, что враг осквернит или
оскорбит прах их богатыря, при жизни наводившего на него ужас. Судьба трупа в
то время интересовала не только родных и друзей, но и врагов. Все степные и
сибирские народы верили в загробную жизнь. Тело казалось им своего рода одеждой,
которую можно при случае сменить, но жалко, потому что она красивая, удобная и
привычная. Поэтому в тюркских надгробных надписях часто упоминается слово
«отделился» от стад, жен, друзей. Иногда его подменяет слово «не насладился»
тем же самым. Но все-таки покойник продолжал говорить от своего лица. Иначе
говоря, памятник для тюркютов по значению и смыслу был противоположен надгроб
|
|