|
ну против
Китая и сяньби до 155 г., после чего разбитые хунны отступили на запад [27].
Они ворвались в Причерноморье, но не удержались там и осели в междуречье Волги
и Урала, тогда называвшегося Яик, откуда до 370 г. вели войну с аланами. 200
лет, проведенные небольшой группой хуннов в угорской среде, метисация и отрыв
от культурных центров обусловили регресс и упрощение быта. Народ видоизменился
настолько, что его лучше называть гуннами, чтобы избежать путаницы [27, 42].
Гунны жили охотой и грабежом соседей, не строили зданий, употребляли для
наконечников стрел вместо железа кость, не знали наследственной власти и не
имели государственной организации. Они не оставили памятников своей
материальной культуры, так как получали все необходимое в виде военной добычи
или дани. Только котлы, сходные с древнекитайскими, несомненно, принадлежат
гуннам, а все прочие изделия выполнялись для них местными мастерами. Однако
военное дело – тактика изматывания противника – осталось на прежней высоте.
Благодаря этому гунны к 370 г. завоевали аланов, изнурив их «частыми
стычками» [43, с. 91], а в 371 г. перешли Дон и разбили готов. Остготы
подчинились гуннам, а вестготы отступили во Фракию в 376 г. К 377 г. гунны
вторглись в Паннонию и сомкнулись с Римской империей. К этому времени они
восстановили у себя скотоводческое хозяйство.
Примитивные способы ведения хозяйства, сочетавшиеся у гуннов с высоким
уровнем военного дела, определили их роль для европейских народов: гунны
оставляли покоренным своих вождей, ограничиваясь сбором дани и требованием
войск для своих грабительских походов. С 377 по 450 г. гунны выступали
союзниками Рима против германцев и народных движений. Политика гуннов в Европе
в этот период определилась как поддержка рабовладельческих магнатов Западной
империи и война против Византии [74]. В 395—397 гг. гунны, прорвавшись через
Кавказ, опустошили Сирию, Каппадокию и Месопотамию, а в 408 г. вторглись во
Фракию и в 415 г.– в Иллирию. Набеги на Византию повторялись в 441—447 гг. В
445 г. гуннский вождь Аттила сосредоточил власть в своих руках, но встретил
протест в восточных областях, где акациры (М. И. Артамонов считает их частью
гуннского народа [7, с. 56]) оказывали ему сопротивление до 448 г. Упорядочив
восточные дела и заключив выгодный мир с Византией, Аттила вторгся со всеми
подвластными ему племенами в Западную Римскую империю. В 451 г. на Каталаунском
поле гунны потерпели поражение, однако в 452 г., ворвавшись в Италию,
разгромили Аквилею. Сильное сопротивление жителей и возникшая в гуннском войске
эпидемия заставили Аттилу принять мир и дань, предложенные ему через папу Льва
I, а в 453 г. Аттила внезапно умер. Возникшие между его сыновьями споры за
наследство послужили гепидам и другим германским племенам сигналом для
восстания. При реке Недао (в Паннонии) гунны были разбиты и отступили в
Причерноморье, которое они перед этим из земледельческой страны превратили в
пастбище. Гунны пытались там закрепиться, но около 463 г. туда с востока пришли
угорские племена сарагуров, урогов и оногуров, вытесненных из Западной Сибири
сабирами. Они покорили акациров и потеснили гуннов, вынудив их снова
передвинуться на запад. В 469 г. гунны вступили во Фракию, но были разбиты и
отброшены византийцами. С этого времени гунны исчезают как народ, хотя имя их
употребляется как нарицательное для обозначения многих кочевых племен. Остатки
гуннов, оттесненные болгарами на север, стали предками чувашей [91].
Роль гуннов в падении Римской империи была невелика. Она сводилась к тому,
что гунны, уничтожив оседлые поселения в Причерноморье, лишили Византию
скифского хлеба. Западную Римскую империю погубили внутренние процессы и
германцы, большая часть которых двигалась на запад помимо гуннов: франки,
бургунды, вандалы, англы. Готы просто приписали гуннам те грехи перед
цивилизацией, которые лежали на совести их предков.
Столетнее (с середины IV в. по 463 г.) пребывание гуннов в прикаспийских
степях не могло остаться бесследным. За это время шла метисация гуннов с
местным сармато-аланским населением, обмен навыками ведения хозяйства,
представлениями о мире и, наконец, языковые заимствования. Короче говоря, все
условия для создания нового этнического образования были налицо. Основная часть
потомков гуннских воинов и сарматских женщин, несомненно, добывала средства к
существованию посредством садоводства и оседлого, отгонного скотоводства,
потому что выгоду этого вида хозяйства подсказывала сама природа – ландшафт
речных долин Терека и Волги. К тому же степи оказались заняты победоносными
врагами – древнеболгарскими племенами. Поэтому потомки гунно-сарматов
отсиживались в естественных крепостях – камышовых зарослях – и ждали своего
часа [7, с. 131—132; 35]. Он наступил в 558 г., когда в прикаспийских степях
появился новый народ – древние тюрки или, как их принято сейчас называть,
тюркюты [7, с. 104, прим. X; 30, с. 103—106]. И все переменилось радикально.
Чтобы понять происшедшие изменения этнополитической ситуации, обратимся
снова к панораме всемирной истории. В то время, когда на северных окраинах
Каспийского моря свирепствовали гунны, праболгары и сабиры, к югу от него
окрепла и расцвела Персия, вознесенная династией Сасанидов. Шахи Ирана
остановили в III в. агрессию римлян на восток, подчинили себе воинственных
саков Сеистана и Белуджистана и заключили оборонительно-наступательный союз с
индийской империей Гупта против горного народа – эфталитов, захвативших в V в.
гегемонию в Средней Азии и Северо-Западной Индии. Союзниками эфталитов стали
Византийская империя и Жужаньский каганат, возникший в IV в. в степях Монголии,
покинутых хуннами [95, рр. 421—456].
Эта коллизия существовала до середины VI в. В 546 г. заявил о своем
существовании новый, до тех пор неизвестный народ – тюркюты, обитавший в горах
Алтая и Хангая. В 552 г. тюркюты разгромили жужаней, а в 565—567 гг. загнали
эфталитов в горы Припамирья и выступили претендентами на роль гегемона всей
степной Евразии. В 567—571 гг. тюркюты покорили Северный Кавказ и вошли в
соприкосновение с Византией и Ираном.
//-- * * * --//
К концу VI в. международные
|
|