|
дом церковный, а первую держать по закону».
Появление монастырей в период княжения Ярослава обусловило наличие в
церковном уставе князя узаконений, касающихся монашества. Составителей устава
очень тревожили моральные аспекты поведения братьев и сестер во Христе. За
«блуд» с «черницею» (монахиней) надо было выложить круглую сумму — 100 гривен.
Относительно же монаха или монахини, «впавших в блуд», епископ по своему
усмотрению определял меру пресечения. То же самое грозило попу и попадье,
попавшим в сети порока. Обильные возлияния среди духовенства были столь
привычным занятием, что провинившимися считали лишь тех попов и «чернецов»
(монахов), которые «упивались без времени», то есть в неподходящий момент,
например во время службы.
Уход из монашества считался серьезным прегрешением, караемым епископом:
«Аще чернець или черница рострижеться, епископу в вине, во что их обрядит».
Церковный устав Ярослава предоставлял епископу право взимания судебного
штрафа с поджигателей: «Аже кто зажьжеть двор, или гумно, или что иное,
епископу 100 гривен, а князь казнить». Общему суду епископа и князя
подвергались «тати» (воры), укравшие коноплю, лен, «всякое жито», одежду,
исподнюю и верхнюю. Все эти и многие другие правонарушения, отданные уставом
Ярослава на суд церкви, приносили ей крупные доходы.
В уставе князя Всеволода Мстиславича (11361137), составленном для
новгородского епископа, находим немало из того, о чем говорилось в уставе
Владимира. Но есть здесь некоторые дополнения, а также конкретные черты из
новгородской действительности. Всеволод Мстиславич передал епископу суд по
торговым делам. Прежде торговыми весами и мерилами распоряжалось Иванское сто —
купеческое объединение в Новгороде. Теперь распоряжение становилось совместным.
Епископ должен был «блюсти без пакости» образцы мер и весов, не «умаливати» их
и не «умноживати». Если же ктонибудь «скривится» (нарушит упомянутые эталоны),
то его «живот» (имущество) конфискуется и делится на три части, одна из которых
шла «святей Софи», то есть новгородскому епископу.
Суды, отправляемые епископом, его надзор за эталонами мер и весов,
взимание торговых пошлин делали древнерусскую церковь с момента ее учреждения
организацией с публичноправовыми полномочиями, в конечном счете —
носительницей светской власти, в очерченных уставами пределах. Если десятина
являла собой уступку князем части собственных доходов, то церковные суды —
частичную уступку власти. Последняя мера была вызвана не только необходимостью
материального обеспечения церкви, но и социальными условиями Руси, где знатные
люди выступали в качестве общественных лидеров, облеченных властью. Знатность
являлась синонимом общественной и политической активности. Поэтому высшее
духовенство не могло замкнуться в узком кругу церковных интересов и взяло на
себя часть общеполезных функций. В результате оно как бы обмирщвлялось,
увлекаемое суетой текущей жизни. И в этом сказывалось воздействие общества,
открывшего двери своего дома христианству. Подобное обмиршвление находило
выражение и в других областях деятельности древнерусского духовенства, о чем
речь пойдет дальше. Хотелось бы подчеркнуть: ни десятина, ни церковные суды,
обозначенные уставом Владимира и других князей, не имели феодального характера.
Показательно, что в них нет никаких упоминаний о земельной собственности церкви.
На этот факт обратили внимание историки. Известный советский исследователь
княжеских уставов Я.Н. Щапов пишет: «Важной особенностью устава Владимира
является отсутствие землевладения среди названных в нем источников
материального обеспечения церкви». Исследователь объясняет это тем, что
первоначальная основа устава «складывалась тогда, когда этот институт
(землевладение. — И.Ф.) не играл еще важной роли в обеспечении церкви, когда
основными источниками были только те, которые названы в уставе: десятина и
церковные суды». [3. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси
XIXIV вв. М., 1972. С. 122.] Мысль правильная, но требующая уточнения:
церковное землевладение в первые десятилетия после «крещения Руси» не играло
никакой роли. Перечень неземельных доходов древнерусской церкви не исчерпывался
десятиной, епископскими судами и торговыми платежами. Князья наделяли
кафедральные церкви городами, иначе — поступались кормами с них. Пожалование
городов и окружающих их поселений (город не мыслился в те времена без округи)
нельзя смешивать с феодальным пожалованием, поскольку высшие иерархи получали,
собственно, не города, а право сбора там доходов, которые раньше поступали
князю. Первому митрополиту, якобы приглашенному Владимиром из Константинополя,
был дан город Переяславль на Днепре. При поверхностном взгляде в этом можно
усмотреть наделение митрополита недвижимостью. Но Русь ХХП веков не знала
владений городскими поселениями на частном праве. История же самого Переяславля
довольно внятно рассказывает о большом свободном городе — сначала племенном
центре, а потом волости. Подобно Киеву и Чернигову, Переяславль никак не мог
принадлежать частному владельцу, будь то отдельное лицо или корпорация.
Кафедральные церкви получали в кормление и менее значительные города, чем
Переяславль. Десятинной церкви, построенной при Владимире, принадлежал город
Полоный, расположенный неподалеку от Киева. Это был сравнительно крупный город,
окруженный многочисленными селами, о чем мы узнаем из летописи, которая,
повествуя о нападении в 1169 году половцев на Киевскую землю, сообщает, что
кочевники, воевавшие у Полоного, «взяша села без учета с людьми, с мужи и с
женами, коне и скоты и овце погнаша в Половце». [4. ПСРЛ. М., 1962. Т.1. Стб.
358.] Киевский митрополит, преосвященный Никита, держал город Синелиц, стоявший
на реке Суле. В 1123 году Никита «в своем граде в Синелице затвори в темнице
злаго еретика Дмитра». [5. ПСРЛ. СПб., 1862. Т.9. С.132.]
Передача городов в кормление церкви практиковалась не только в Южной Руси,
|
|