Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Игорь Фроянов - Начало христианства на Руси
<<-[Весь Текст]
Страница: из 54
 <<-
 
городовгосударств — основных средоточий общественнополитической жизни Древней 
Руси. Главное звено городагосударства — старейший, старший город, которому 
подчинялись младшие города, или пригороды. Их зависимое положение отразилось в 
самом наименовании «пригород». Судя по всему, зависимость пригородов от старших 
городов это результат колонизации, освоения периферийных земель, исходившего из 
колонизационного центра — старшего города, или следствие завоевания, покорения 
слабого сильным. Древнерусская волость, принявшая форму городагосударства, 
была союзом соподчиненных общин во главе с общиной старейшего города.
     Верховным органом власти старейшей городской общины, как и волости в целом,
 было вече — народное собрание всех свободных жителей города. Решению веча 
старшего города подчинялись жители пригородов. На вече в главный город сходился 
сельский люд из окрестных поселений. Прибывали сюда и делегаты из пригородов. 
Компетенция веча была обширна: оно ведало вопросами войны и мира, распоряжалось 
княжескими столами, финансовыми и земельными ресурсами волости, вотировало 
денежные сборы с волостного населения, входило в обсуждение законодательства, 
смещало неугодную администрацию. Активную роль на вече играла рядовая масса 
свободного городского и сельского люда, что указывает на демократический 
характер древнерусского веча. Народ принимал самое непосредственное и 
деятельное участие как в приглашении князей на княжение, так и в изгнании их из 
волости.
     Положение князя в древнерусском обществе отнюдь не являлось однозначным, 
как это обычно изображается в исторических трудах, научных и популярных. В 
кругу знати князь — первый среди равных. Он, несомненно, правил в интересах 
социальных верхов. Но также бесспорно и то, что в княжеской политике находили 
выражение и потребности народа. Объясняется это прежде всего отсутствием 
антагонистических классов в Киевской Руси. Князь и окружавшие его знатные люди 
еще не превратились в замкнутое сословие, оторванное от народных масс. Знатные 
выступали в качестве лидеров и правителей, но власть они пока получали из рук 
народа. Вот почему князь и городская община представляли собой части единого 
социальнополитического механизма. Князь не мог обойтись без общины, как и она 
без него. Недаром летописцы с большим тщанием и тревогой фиксировали моменты 
безкняжья в той или иной волости. Князья со своей стороны стремились жить в 
«приязньстве» с городской общиной, широко практикуя для этого устройство шумных 
и многолюдных пиров, щедрых дарений, помощь бедным.
     В 996 году, по свидетельству летописца, князь Владимир, учредив десятину 
для юной русской церкви, «створи праздник велик в тот день боляром и старцем 
градским, и убогим раздая именье много». В том же году он устроил празднество в 
честь «поставления» церкви Преображения в Василеве. На княжеское застолье 
сошлись бояре, посадники, старейшины и «люди многы». Слуги князя раздавали 
«убогим» деньги. Праздник длился восемь дней. Затем Владимир вернулся в Киев и 
тут «пакы сотворяше праздник велик, сзывая бещисленное множество народа». 
Летописец извещает, что князь «творил» все это ежегодно. Каждое воскресенье в 
княжеской гриднице пировали бояре, знатные мужи, представители общинной 
администрации — сотские и десятские. Святополк, сменивший Владимира на киевском 
столе, одаривал народ дорогими одеждами и деньгами. Владимир Мономах, по словам 
митрополита Никифора, «обема рукама» раздавал людям золото и серебро. 
Древнерусским князьям порой приходилось раскошеливаться, чтобы удержаться на 
столе. Примечателен эпизод, сохранившийся в летописи под 1159 годом. Дело было 
в Полоцке, где тогда княжил Ростислав. В городе возникли волнения, ибо многие 
полочане «хотяху» другого князя — Рогволода. Ростислав с трудом сумел поладить 
с горожанами, одарив их «многими дарми».
     Князь в Древней Руси, будучи одним из важнейших звеньев волостной 
администрации, жил в главном городе. В ратных делах он опирался на дружину, 
верхний слой которой состоял из бояр. Бояре, служа князю, занимали в то же 
время важные посты в управлении городской общиной, получали в кормление младшие 
города и села. Однако основа военной мощи городской волости заключалась не в 
дружине, а в народном ополчении («воях»), куда входили свободные граждане 
старшего города, пригородов и сельской местности. Свободное население было 
поголовно вооружено и в совокупности составляло «тысячу», делившуюся на «сотни» 
— более мелкие военные подразделения и одновременно 
территориальноадминистративные единицы. Демократический характер военной 
организации в Древней Руси служил гарантией народоправства.
     Старейший, главный город не мыслился без «области», «волости», то есть без 
пригородов и сел. Город и волость находились в органическом единстве друг с 
другом, составляя территориальное целое. Летописец часто оперирует понятиями: 
«Киевская волость», «Черниговская волость», «Смоленская волость» и т. п. Каждая 
имела свои государственные границы — «сумежья», «межи», «рубежи», то и дело 
упоминаемые летописью. Следовательно, это были суверенные государственные 
образования. Русь XII столетия представляла собой полтора десятка подобных 
государственных образований. В исторической литературе они называются 
княжествами, что неправильно, ибо высшая власть была не у князя, а у веча — 
народного собрания, которое стояло над княжеской властью и контролировало ее. 
Поэтому древнерусские городагосударства надо именовать не 
княжествамимонархиями, а республиками с ярко выраженной общинной демократией, 
которая представляла собой одну из наиболее ярких черт социальнополитической 
системы Древней Руси.
     Общественная жизнь Руси XIXII веков, замешенная на стойких 
демократических принципах, не скованная феодальными путами, дала замечательные 
образцы материальной и духовной культуры, продемонстрировав довольно высокий 
уровень социокультурного бытия.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 54
 <<-