Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Игорь Фроянов - Начало христианства на Руси
<<-[Весь Текст]
Страница: из 54
 <<-
 
содействовало ее оживлению, а это, в свою очередь, нашло отражение в 
значительном расширении храмового строительства. Характерно и то, что 
исторические воспоминания о крещении Новгородской земли сами новгородцы порой 
связывали с концом XI — началом XII века. Новгородский архиепископ Илья, поучая 
в 1166 году попов своей епархии, говорил, что «наша земля недавна хрещена». 
Илья и его современники слышали о «первых попах», а некоторые и видели их 
грубые, нехристианские нравы, прививаемые прихожанам. Нет сомнения, что 
архиепископ Илья разумел поколение новгородского духовенства конца XI — начала 
XII века, которое с великим трудом продиралось сквозь дебри язычества, 
устраивая островки христианства в Новгородском крае. Затяжное распространение 
христианства в новгородском обществе объясняется политическими причинами, а 
отнюдь не мнимым отставанием Новгорода в социальном развитии от Южной Руси, как 
полагают некоторые историки. [49. См.: Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в 
Древней Руси XIXIV вв. М., 1972. С.46.]
     Приведенные исторические данные убедительно свидетельствуют о том, что 
введение христианства на Руси осуществлялось по воле киевской знати и 
полянокиевской общины в целом. Навязываемое подвластным восточнославянским и 
другим иноязычным племенам, оно насаждалось насильно с применением кровавых 
средств. Если крещение народа за пределами Киевской земли и вызывало слезы, то 
это были слезы не радости, а горя. Понятно, почему христианизация, проводимая 
Киевом, повсюду наталкивалась на упорное противодействие местного населения. В 
этом состояла одна из главных причин медленного распространения христианства в 
Древней Руси, растянувшегося на весь XI и часть XII столетия, а в некоторых 
случаях — на последующие века. [50. См: Гордиенко Н.С. Указ. соч. С. 8290.] 
Само собой разумеется, что быстрым успехам христианства в древнерусском 
обществе препятствовала стойкость языческих нравов в русском народе. Но она во 
много крат усиливалась благодаря политической обстановке, характеризующейся 
стремлением Киева укрепить с помощью христианской религии свое господствующее 
положение на Руси, служившее источником обогащения для днепровской столицы.
     Неприятие христианства народными массами подчиненных киевским князьям 
земель не единственная причина медленного его распространения в Древней Руси. 
Тому же содействовала привязанность социальных верхов, в том числе и киевских, 
к языческим традициям и нравам — даже в княжеской среде XIXIII веков цепко 
держался культ рода и земли.
     Все это, вместе взятое, указывает на узость социальной базы христианства в 
древнерусском обществе. Не имело оно поначалу и прочной политической основы. 
Общевосточнославянский межплеменной союз, для реанимации которого было принято 
в Киеве христианство, неудержимо рушился, и на смену ему пришли городские 
волости, городагосударства. [51. См.: Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки 
социальнополитической истории. С. 216243; Фроянов И.Я; Дворниченко А.Ю. 
Городагосударства в Древней Руси // Становление и развитие раннеклассовых 
обществ: Город и государство. Л., 1986. С. 198311.] Прежде чем слиться в 
единое могучее государство во главе с Москвой, Русь должна была пережить стадию 
автономных общественных союзов, принявших форму городовгосударств, что 
означало новый, прогрессивный шаг в ее историческом развитии. Этой форме 
политической организации вполне соответствовало язычество, которое в 
рассматриваемое время еще не исчерпало своих социальных и политических 
возможностей. Поэтому христианство, привившееся к городским волостям, 
подверглось во многих отношениях языческому переосмыслению и напоминало собой 
подобие гибрида с ясно выраженной примесью язычества.
     Таким образом, с точки зрения поступательного развития Руси введение 
христианства в конце X столетия являлось в некотором роде опережением событий, 
забеганием вперед. Не имея под собой твердой социальной почвы и ближайшей 
политической перспективы, оно скользило по поверхности древнерусского общества 
и значительно позднее (в XIVXV веках, когда завершилось формирование классов) 
превратилось в орудие классового господства, а также в рычаг объединения 
русских земель вокруг Москвы.
     Играя в момент крещения консервативную социальнополитическую роль, 
христианство вскоре оказало и положительное воздействие на некоторые стороны 
древнерусской жизни, облегчив налаживание связей Руси с Византией, 
христианскими странами Центральной и Западной Европы, способствуя росту 
культуры, формированию древнерусской народности. Однако нет никаких оснований 
рассматривать церковь как ускоритель феодализации Древней Руси, а христианство 
— как классовую идеологию, освящавшую феодальное угнетение. Церковь в Византии 
отнюдь не была зрелым феодальным институтом, поскольку во времена Владимирова 
крещения феодальные отношения там находились еще в стадии становления. На Руси 
церковь встретилась с доклассовым обществом, к которому ей пришлось 
приспосабливаться.
     
Глава 3. ЦЕРКОВЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ XIXII ВЕКОВ
     
     Во второй половине X — начале XI века на Руси происходили глубокие 
социальные изменения: уходил в прошлое родовой строй, и на смену ему шла новая 
общественная организация, которая базировалась не на родственных, а на 
территориальных связях.
     Среди современных ученых, изучающих историю Киевской Руси, бытует мнение о 
том, что разложение родоплеменных отношений было сопряжено с формированием 
феодальных институтов, что феодальное классовое общество возникало в процессе 
распада родового общества. Это мнение является хотя и традиционным, но 
ошибочным. Оно не учитывает последних достижений исторической науки в области 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 54
 <<-