|
С точки зрения потребностей феодализации рассматривал крещение Руси глава
советских историков академик Б.Д. Греков, называвший принятие христианства
фактом «первостепенной важности». [5. См.: Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.
С. 475478.] Для академика М.Н. Тихомирова «установление христианства на Руси
было крупнейшим историческим событием. Оно отметило важный этап в развитии
феодальных отношений на Руси и победу новых феодальных отношений над отживающим
родовым строем с его язычеством. В культурной жизни Древней Руси утверждение
христианства обозначало присоединение ее к традициям Византии и эллинизма с их
замечательной письменностью и искусством. Таковы громадные последствия
утверждения христианства на Руси, ясные и заметные для историков». [6.
Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975. С. 261.] А вот мнение другого академика,
Б.А. Рыбакова, у которого христианство выступает как чрезвычайно
приспособленное к «нуждам феодального государства». Но поскольку «феодальная
формация только начинала свой исторический путь» во времена крещения, будучи
необходимой и прогрессивной, поскольку создание раннефеодальной монархии,
завершившееся в период княжения Владимира, было «глубоко прогрессивным»
явлением, постольку и христианская религия, призванная содействовать
утверждению феодализма, должна рассматриваться как фактор прогресса в
древнерусской истории.
В новейших исторических трудах можно прочитать и такое: «Преимущества
христианской религии очень хорошо осознавались древнерусской феодальной
правящей верхушкой. Христианство открывало перед Русью широкие перспективы
экономического и культурного развития, приобщения ее к передовым достижениям
византийской цивилизации». [7. Толочко П.П. Древний Киев. Киев, 1983. С. 236.]
Сходные оценки накануне празднования 1000летия Руси прозвучали и в
статьях, имеющих публицистическую, программноидеологическую направленность:
«Не за горами 1000летие принятия Древней Русью христианства — важного и
противоречивого события, введшего нашу страну в круг передовых народов
средневековой Европы, укрепившего ее политический авторитет и культурные связи
и вместе с тем канонизировавшего власть феодалов». [8. Пашуто В. Научный
историзм и содружество муз // Коммунист. 1984. №5. С. 8687.] Следовательно, не
исторические достижения предшествующих времен позволили нашей стране войти «в
круг передовых народов средневековой Европы», а обращение к иноземной религии.
Поверхностным рассуждениям такого рода должен быть противопоставлен другой,
строго научный подход: «Не христианство „подключило“ Древнюю Русь к европейской
цивилизации, а распространение христианства в Древней Руси и принятие его в
качестве государственной религии идеологически завершили процесс формирования
этой цивилизации». [9. Клибанов А., Митрохин Л. История и религия// Коммунист.
1987. №12. С. 96.]
Представление о принятии Русью христианства как чрезвычайно важном
средстве преодоления национальной отсталости по сравнению с цивилизованными
государствами Западной Европы и Византией легло в основу статьи академика Б.В.
Раушенбаха «Сквозь глубь веков». Он пишет: «То, что произошло в конце X века в
Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь
Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие
последствия. Я бы сравнил ее с реформой Петра I. Как и во времена Петра, тогда
нужен был рывок в развитии страны, усвоение высших достижений передовых стран
той эпохи. Владимир преследовал цель встать вровень с развитыми феодальными
монархиями. Для этого надо было решиться на энергичное проведение феодальной
реформы и связанные с ней глубокие преобразования». По словам Б.В. Раушенбаха,
Руси «нужны были новое право, новые обычаи, новое общественное сознание, новые
оценки событий. Старое язычество этого дать не могло. А „это“ лежало по
существу готовым в Византии». Автор полагает, что «Киевская Русь не могла стать
в один ряд с передовыми странами Европы и Востока, не могла выйти, говоря
нынешним языком, „на уровень мировых стандартов“, не заимствовав у них ремесел,
строительной техники, науки, культуры и многого другого. (Так позднее Петру
понадобился опыт Западной Европы.) Все это тоже можно было взять в Византии». И
«все это» было взято вместе с христианством, сыгравшим «в период раннего
средневековья прогрессивную роль». [10. Раушенбах Б. Сквозь глубь
веков//Коммунист. 1987. №12. С. 99, 101, 105.] Таково значение «крещения Руси»,
именуемое Б.В. Раушенбахом во избежание односторонности и ограниченности
«государственной реформой Владимира». Теория заимствований, развиваемая Б.В.
Раушенбахом, обедняет отечественную историю, лишая ее самобытности и
национальных корней.
Таким образом, в исторических исследованиях постоянно и методично
проводится мысль о жесткой взаимосвязи процессов феодализации и христианизации,
на основании чего и делается вывод о прогрессивности крещения Руси,
способствовавшего укреплению и развитию нового, прогрессивного, по сравнению с
первобытнообщинным, строя.
Мысль о благотворном влиянии христианства на становление феодальных
отношений в древнерусском обществе из трудов советских историков перешла в
работы современных специалистовтеологов. Так, В.А. Никитин, рассуждая о
социальных причинах христианизации Руси, пишет о том, что у восточных славян в
ходе борьбы с внешними врагами сложились «племенные союзы, и постепенно на их
основе возникла феодальная государственность. Непосредственно от
патриархальнообщинной формации, минуя рабовладельческий строй, восточные
славяне перешли к феодальному. Этот процесс, происходивший на огромной
территории в течение VIIIX веков, был в значительной мере облегчен и ускорен
благодаря принятию христианства». [11. Никитин В.А. Православие в Киевской
Руси//ЖМП. 1983. №1. С. 1213.] В другой своей работе В.А. Никитин, рассуждая
|
|