|
наступления похолодания: история всех народов Земли восходит к единому
Пранароду с единым Праязыком. Символом этой полярной Прародины во многих
древних культурах выступает вселенская гора Меру, расположенная на Северном
полюсе. От ее названия произошло целое гнездо современных русских слов: "мир" в
трех его основных смыслах - "Вселенная", "народ", "согласие"; "мера", "море",
"мор" ("смерть"), "мороз" и др. Другим историческим ориентиром для северной
предыстории служит легендарная страна Гиперборея.
Однако для продолжения дальнейшего экскурса в предысторию необходимы некоторые
общие замечания.
ДВА ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Со времени воинствующих русофобов-норманистов XVIII-XIX веков в исторической
литературе насаждается далекая от науки точка зрения, согласно которой
собственно русская история начинается якобы с призвания варяжских князей, а
также с последовавшего вскоре вслед за этим принятием христианства. А до той
поры пребывал русский народ, дескать, в диком, варварском состоянии, не говоря
уж о том, что славянские племена вообще являются пришлыми на территории, где
они обитают в настоящий момент. Укреплению данных, весьма далеких от
действительности идей, к сожалению, во многом содействовал Н. М. Карамзин,
задавший тон в своей "Истории государства Российского" следующей
меланхолической фразой: "Сия великая часть Европы и Азии, именуемая ныне
Россиею, в умеренных ее климатах была искони обитаема, но дикими, во глубину
невежества погруженными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими
собственными историческими памятниками".
Отрицание самобытности и автохтонности древней русской культуры, а по существу
отторжение древнейших корней русского народа и установление границы его
исторического бытия где-то в IX веке н.э. (некоторые снижают эту
ограничительную планку до IV-VI веков) было на руку и официальным властям, и
представителям церкви. Первых не интересовало что бы то ни было за пределами
государственно-правовых структур, а их возникновение однозначно связывалось с
появлением первой правящей династии Рюриковичей. Вторых более чем устраивал
тезис о дикости нравов и культуры русских людей до принятия христианства. К
сожалению, позиция эта, всячески поощряемая и культивируемая, дожила до наших
дней и заняла доминирующее положение в школьных и вузовских учебниках, научной
и популярной литературе, в средствах массовой информации и т.д. В результате
повсеместно насаждается мнение, что до определенных (указанных выше) временных
пределов русский народ как бы вовсе и не существовал, пребывая во
внеисторическом состоянии, а когда возник (вроде бы из небытия) на исторической
арене, то просто воспринял идеологию, культуру и государственно-правовые
традиции, сложившиеся до него и без него.
По счастью, в русской исторической науке всегда была сильна и другая струя.
Многие выдающиеся и рядовые исследователи постоянно искали истоки русской
самобытности в самых глубинах человеческой истории, не противопоставляя славян
древнейшим этносам, жившим на территории современной России и отыскивая русские
корни (и не только их) у народов, испокон веков обитавших на Севере и в других
областях Евразии. Эта традиция восходит к двум замечательным деятелям
отечественной науки - В.Н.Татищеву и М.В.Ломоносову. Оба русских ученых
независимо друг от друга отстаивали одну и ту же мысль: корни русского народа
уходят в глубины тысячелетий и затрагивают этносы, издревле заселявшие север
Евразии и известные под разными именами античным и иным авторам (к последним
можно отнести составителей библейских книг, арабских, персидских, китайских и
других хронистов).
Татищев напрямую вел родословную славян (а следовательно, и русских) от скифов,
ареал же их расселения распространял далеко на Север и в Сибирь, именуя наших
далеких северных прапредков скифами [г]иперборейскими. Праотцом славян и
русских, исходя из данных вавилонского летописца Бероса, Иосифа Флавия и более
поздних историков вплоть до анонимного автора "Синопсиса" XVII века, Татищев
считал Мосоха - шестого сына библейского Яфета (Иафета) и внука легендарного
Ноя (национального разделения в те времена не существовало). От имени Мосоха
(Моска) впоследствии образовались наименования: Москва - сначала река, затем и
город на ней, Московия, московиты, московитяне, москвичи и т.п. Существует
оригинальная интерпретация имени Моск, принадлежащая А.И.Асову: он считает его
чисто русским, воспроизводящим слово "мозг" с двумя глухими согласными на конце
- как оно произносится в устной речи. Яфет (Иафет) же, сын Ноя, по мнению
многих, тождественен греческому титану Япету (Иапету), отцу Прометея, жившему,
как и все другие титаны (после поражения от Олимпийцев и временного низвержения
в Татар), на Островах Блаженных, на самом краю Земли, то есть на Крайнем Севере.
Татищев не был одиночкой в изучении древнейших корней русского племени. Не
менее скрупулезно и панорамно данная проблема проанализирована В.К.
Тредиаковским в обширном историческом труде под названием: "Три рассуждения о
трех главнейших древностях российских..." В этом незаслужено забытом трактате
только вопросу о Мосохе (Моске) - прапредке московитов-москвичей посвящено не
менее двух десятков страниц. Тредиаковский, как никто другой, имел право на
|
|