|
шались золотыми диадемами, головными
уборами, поясами, серьгами, кольцами, кручеными ожерельями и браслетами,
подвесками,
амулетами, бусинами, пуговицами, пряжками и медальонами.
Рис. 50. Карта экспорта металлических изделий из Ольвии
Но даже менее значительные захоронения откры-иают изобилие ювелирных предметов
и
драгоценных материалов. Так, голова человека, захороненного в кургане Синявка,
была
покрыта золотыми пластинками с изображениями лежащих оленей. В Келермесском
кургане либо первобытная любовь к ювелирным украшениям, либо примитивный страх,
что душа усопшего может покинуть тело через отверстия ноздрей, ушей и глазницы,
побудила присутствовавших на похоронах людей заполнить его нос и глазные
впадины
мастикой с драгоценными камнями, а уши — эмалью клуазоне раннеперсидского
происхождения. Золотые безделушки часто покрывают кости покойников (фото 16). В
большинстве своем это маленькие чеканные пластинки, которые использовались для
отделки одежды. Ilii многих из них изображены геометрические или и неточные
мотивы, а
стилизованные розетки и пальметты являются самыми популярными из абстрактных
форм.
Изображения животных еще более многочисленны, и время от времени появляются
жанровые сцены. Они представляют особый интерес, так как помогают пролить свет
на
образ жизни скифов — ведь единственные графические упоминания о музыкантах или
о
борцах, сцепившихся в схватке, происходят именно из таких источников. Пластинки
различны по форме и размерам; широко распространены кружочки, полоски и
пуговицы.
Длинные узкие ленты встречаются несколько реже; их использовали только как
головные
украшения. В свою очередь, головные уборы очень разнообразны, начиная от
золотых,
украшенных драгоценными камнями диадем, ажурных ободков высотой до 4 дюймов или
золотых шапок на подкладке из кожи или красного войлока и кончая резными
деревянными коронами или рельефными кожаными башнями, приделанными, как в
Пазырыке, к верхушкам войлочных колпаков. В более бедных могилах похожие
предметы
сделаны большей частью скорее из бронзы и железа, нежели из золота, и все же
даже в
этих случаях та же любовь к пышному убранству выражена с не меньшим искусством
и
тонкостью, чем в изделиях из более дорогих материалов.
Рис. 51. Золотая серьга греко-скифской работы из Рязановки, Киевская область.
Ранее 3 в. до и. э.
Длина 2 дюйма
Золотые лобные украшения обычно греческой работы часто находят на юге России,
где
браслеты и крученые металлические ожерелья носили как женщины, так и мужчины
(фото
20). И в самом деле, целый ряд этих браслетов заслуживают того, чтобы их
включили в
список прекраснейших ювелирных изделий Древнего мира. На Кавказе в некоторых
изделиях заметно ахеменидское влияние, но все они ясно отражают личные вкусы и
интересы скифов. Золотые плетеные цепочки и ожерелья не менее прекрасны, чем
самые
массивные ювелирные изделия (фото 17— 18). Найденные в Пазырыке примитивные
шейные украшения, кырезанные из дерева, с изображениями свободно стоящих оленей
и
грифонов, покрытые золотой фольгой и надетые на бронзовый обруч (фото 21),
напоминают по стилю не менее примитивный и значительно более поздний по времени
изготовления ободок из Новочеркасска, определенные детали которого, в свою
очередь,
вызывают в памяти ранние изображения грифонов из сокровищ, найденных на реке
Оке.
Серьги находят на большинстве тел; мужчины носили одну серьгу, а женщины — две.
Кольца на пальцах носили и те и другие; часто на каждом
пальце обеих рук обнаруживают по нескольку колец. Очень популярны были
разнообразные амулеты: клыки животных, обладающих магической силой, камни
необычного цвета, ассирийские цилиндрические печати. В Пазырыке серебряные
фигурки
коней носили привязанными к поясу. Ракушки и бусины на Алтае встречались р
|
|