|
ри помощи тех же самых
штампов, что и бляшки, найденные в Чертомлыке, Огюзе и курганах Семи Братьев.
Эта
форма массового производства предполагает, что где-то, должно быть,
существовали
известные мастерские или, по крайней мере, известные ювелиры, работавшие
постоянно в
одном месте и использовавшие литейные формы такой невообразимой сложности, что
в
законченном виде пластинки выглядят так, как будто каждую из них кропотливо
делали
вручную. Коллекция скифских пластин Эрмитажа насчитывает их свыше десяти тысяч,
но
хотя изделия меньшего размера часто повторялись в больших количествах, редко
можно
найти пластинки большего размера (они редко бывают больше одного дюйма в
поперечнике) с одинаковым рисунком. Пластинки такого же типа были найдены
Грязновым в 1927 г. в Шибе. Они были пришиты к одежде старика монголоидного
типа. А
в Па-зырыке пока были найдены только серебряные пластинки.
В главном захоронении Куль-Оба узкая, похожая на ящик перегородка отделяла тело
царя
от его оружия и наконечников для стрел. В другом похожем отсеке стояли
деревянные
погребальные носилки на изогнутых ножках, на которых лежало тело женщины. Ее
служанка была помещена под прямым углом к ней, но в другом отсеке. На голове
женщины была диадема из электрума, золотое ожерелье исключительной красоты
украшало ее шею, на пальцах были надеты кольца большой ценности, а на руках —
браслеты. На талии женщины были два больших медальона, изумительно украшенные
головой Афины. Там же находились три медальона меньших размеров, которые, по
мнению Миннса, вероятно, изначально принадлежали какому-нибудь греческому храму.
Между коленями женщины покоилась ставшая впоследствии знаменитой ваза (см. фото
4).
Рядом с ней лежало зеркало. Как и большая часть ее ювелирных украшений, оно
было
греческой работы, но держалось на ручке, сделанной скифами. Скифской работы был
также и длинный нож, и пять более коротких ножей с рукоятками из слоновой кости,
которые принадлежали ее слугам. В Куль-Оба также была найдена ныне знаменитая
золотая фигурка лежащего оленя-самца, которая, вероятно, служила украшением
центра
щита (фото 24). Будучи с эстетической точки зрения менее интересной, чем
великолепный
экземпляр из станицы Костромской, эта вещь тем не менее должна занять свое
место в
ряду замечательных произведений, созданных руками мастеров по металлу.
Рис. 20. Карта захоронений скифов в Причерноморье
Таким образом, очевидно, что, когда скифы находились в зените своего
процветания, то
есть с VII по IV или III в. до н. э., скифского царя, царицу и крупных вождей
страны
хоронили в их самых лучших одеждах и ювелирных украшениях. Зачастую к ним в
могилу
клали еще одежду для ношения в потустороннем мире. Они также неизменно уносили
с
собой свои священные золотые и серебряные вазы, ритоны и кубки для питья.
Поблизости
от усопших клали амфоры, наполненные вином и маслом, огромный бронзовый котел с
запасом мяса и необходимое им оружие. Главные слуги, также в своих лучших
одеждах и с
оружием в пределах досягаемости, но в бронзовых украшениях вместо золотых,
лежали в
более простых камерах. Однако жене усопшего всегда предоставлялась едва ли
менее
богатая могила, чем ее супругу, и иногда вместе с ней находился слуга-мужчина,
возможно, ее конюх. Все тела были положены на спину лицом на восток.
Во время самых пышных похорон тело вождя обычно доставлялось к могиле на
повозке,
запряженной по крайней мере двумя лошадьми, чаще — четырьмя, а иногда — даже
шестью. Рядовых скифов клали на тюфяки, помещенные на похоронные носилки,
которые
несла процессия его родственников и челяди. В каждом случае похороны, вероятно,
были
шумным мероприятием. Во главе процессии шли знаменосцы с шестами, увенчанными
бронзовыми или железными изображениями хищных птиц или внушительных зверей
(фото 5, 6). За ними шла группа соплеменников,
|
|