|
есь процесс,
хоть
он и должен был длиться предписанное число дней, ограничивался визитами к его
родственникам и друзьям. Когда все это было завершено, могла начаться церемония
похорон. Тело вместе с поддерживающим его тюфяком поднимали с повозки и
опускали в
погребальную камеру, где стоял гроб. Иногда по углам гроба ставили штандарты,
которые
были увенчаны бронзовыми животными. А порой вместо них ставили шесты с
колокольчиками, чтобы их звуки помогали отгонять злых духов.
В последний путь умершего вождя сопровождала одна из его жен, его главные
слуги:
виночерпий, повар и главный конюх, а также лошади, которыми он лично
пользовался при
жизни. Все они были обряжены в свои лучшие одежды и драгоценности, и каждому в
погребении была выделена своя отдельная камера или отсек. Хозяин лежал один
вместе с
самыми необходимыми вещами, которые клали рядом с ним. Среди них были золотые
чаши, амфоры, наполненные вином и маслом, и огромный котел с мясом ему в дорогу.
Его
слуги и спутники располагались неподалеку, а его кони лежали вне его
погребальной
камеры, но все же в непосредственной близости от нее в том же самом кургане,
чтобы
оказаться у него под рукой сразу же после его пробуждения. Все они были в
великолепной
сбруе. После того как могилу засыпали, но еще до возведения кургана, над
погребальной
камерой проводились поминки.
До этого места отчет Геродота о скифской церемонии погребения был, как показали
раскопки, полностью достоверным. Далее он продолжил свое повествование о том,
что в
первую годовщину смерти вождя было принято убивать пятьдесят конных воинов из
личной охраны умершего правителя, каждый из которых, как, впрочем, и все другие
члены
его окружения, был свободнорожденным скифом. После этого их тела очищали от
внутренностей и наполняли согласно процедуре, а убитых коней, полностью
взнузданных
и оседланных, сажали на колья, установленные кольцом вокруг кургана. Мертвых
всадников сажали на спины коней, а затем и людей, и животных оставляли
разлагаться на
своем посту у могилы. Не сохранилось ни одного следа этого последнего жестокого
ритуала. Даже если бы такой ритуал существовал, тела мертвых быстро расклевали
бы до
костей птицы-падальщики, а скелеты превратились бы в пыль задолго до наших дней.
Хотя нам трудно поверить в то, что скифы так расточительно относились к
человеческой
жизни, как требовал этот их обычай, Геродот оказывался прав в стольких случаях,
что,
кажется, нет причины сомневаться в его точности и здесь. Но если и в самом деле
такие
крупномасштабные жертвоприношения имели место, это, несомненно, происходило
только после смерти выдающегося правителя.
По утверждению Геродота, все, кто принимает участие в процессе похорон,
проходят
очищение. Они намыливают тело очищающей мазью, а затем «поступают следующим
образом: делают кабинку из воткнутых в землю трех палок и войлоков, которые как
можно
плотнее скрепляют между собой; внутри кабинки на землю ставят блюдо, на которое
кладут несколько раскаленных докрасна камней... и, проползая под войлочными
занавесями, бросают на камни конопляные семечки, которые тут же начинают
дымиться и
дают столько паров, что ни одна греческая баня не может дать больше; скифы
довольны и
кричат от радости».
До 1929 г. этому описанию не придавалось особого значения, но именно в тот год
такие
кабинки (хотя у некоторых было шесть кольев) со все еще натянутыми на них
войлочными
или кожаными занавесями, котлом, содержавшим камни и конопляные семечки, были
обнаружены в Пазырыке. В каждом погребении был такой комплект; в двойном
захоронении их было два: один для мужчины, другой для его жены. Было очевидно,
что
там курение дыма или его вдыхание не было предназначено для совершения акта
очищения, а скорее для расслабления, чтобы привести курильщика в экстаз,
похожий на
тот, который достигается пр
|
|