|
ваться, доказывает жизнь принца Анахарсиса, брата царя
Савлия,
которого в качестве посла отправили в Афины, где среди горожан было много
скифов. Как
только он достиг места своего назначения в 589 г. до н. э., он начал часто
бывать в
обществе Солона и посещать его философский кружок. Вскоре Анахарсис забросил
политику и провел несколько лет в поисках мудрости и божественной истины. Греки
окружили его любовью и ценили его «скифское красноречие», и все же в конечном
итоге
посол был вынужден отправиться к себе на родину. Он ехал кружным путем, посещая
по
дороге как можно больше стран с целью расширить свои знания о мире. В Кизике
любопытство заставило его принять участие в Элевсинских мистериях, и его
убедили дать
обещание отблагодарить богиню Кизика в случае, если он вернется на родину целым
и
невредимым. Вернувшись к своему брату, он ускользнул однажды украдкой с
намерением
исполнить свой обет, но был замечен, и о его отступничестве спешно донесли царю.
Савлий лично отправился удостовериться в правдивости донесения. Увидев брата,
занятого исполнением чуждых религиозных обрядов, он выпустил в него стрелу,
убив на
месте. Так погиб единственный скифский философ, тот, которого даже греки
считали
мудрецом. Он умер до того, как его влияние успело проявить себя среди его
народа.
И все же, несмотря на жестокость в бою, несмотря на нелюбовь к краснобайству и
иностранным обычаям, скифы не были грубыми людьми. Их умение разбираться в
искусстве и любовь к прелестям домашнего очага отражены во всех их предметах
быта. У
всех кочевников количество бытовых вещей в силу их образа жизни было строго
ограничено, и все же ассортимент и разнообразие предметов, которыми они
окружали
себя, было поистине удивительным. Не менее поразительными кажутся тщательность
и
мастерство, с которым изготовлены даже самые незначительные предметы.
Практически
каждый уцелевший образчик скифской работы демонстрирует высокое качество, а
самые
лучшие изделия поистине великолепны. Помимо таких неотъемлемо важных вещей, как
оружие и шорные изделия, а также предметов первой необходимости, обилие
домашней
утвари так же неожиданно, как и разнообразие материалов, использованных в
каждом
отдельном изделии.
Гончарное искусство стоит особняком, будучи совсем не претенциозным, но
опять-таки
изделия из глины находят главным образом в беднейших могилах из-за
значительного
неравенства в благосостоянии среди соплеменников. Местные изделия грубы по
фактуре,
бедны по цветовой гамме: черные, серые или темно-желтые — и примитивны по
форме:
главным образом это горшки и очень редко чаши. Когда гончарные изделия
обнаруживаются в более богатых захоронениях, то они всегда представляют собой
высококачественную керамику, ввезенную из понтийских колоний или Ионии, а не
изделия местного производства.
Колдовство
Как и все первобытные народы, скифы были чрезвычайно суеверны. Они верили в
колдовство, волшебство и силу амулетов. Их прорицатели предсказывали будущее
при
помощи пучка прутьев, а также посредством разорванных лубяных волокон почти так
же,
как это делали некоторые группы германцев в Средние века. Пользовавшиеся самым
большим почетом скифские маги были родом из определенных семей. Они говорили
высокими, пронзительными голосами и носили женские одежды. Вероятно, они были
евнухами, но скифы верили, что у них появились эти женские черты в качестве
наказания
за оскорбление Великой Богини, которым было разграбление ее святилища в
Аскалоне. Их
профессия не была лишена серьезного риска, так как неправильно предсказавший
будущее
не мог ждать снисхождения. Оказавшегося неправым предсказателя и его
родственников-
мужчин сажали в повозку, нагруженную хворостом, и предавали смерти через
сожжение.
Однако родственниц обычно щадили.
Религия
Скифы поклонялись стихиям. Их главное религиозное рвение было отдано Великой
Богине, Табити— Весте, богине огня и, наверное, животных. Она одна
|
|