|
показаны
очень четко. Это же относится и к облегающим, с разнообразной отделкой штанам,
заправленным в мягкие высокие сапоги. На голове у них заостренные кверху
капюшоны,
завязанные под подбородком. Точно такой же тип головных уборов носят и поныне,
по
крайней мере дети в некоторых регионах России, где он известен как башлык. Все
эти
детали соответствуют реальным предметам одежды, найденным в Пазырыке, а также
персидским изображениям скифов, несущих дань, и скифов-пленников на большом
фризе
в Персе-полисе. На фигурке, найденной при раскопках в Куль-Оба, воспроизведено
несколько иное платье. Она изображает мужчину с непокрытой головой, укутанного
в
одежду, напоминающую купальный халат. В одной руке он сжимает чашу, в другой —
колчан. Такой наряд, возможно, надевали те, кто участвовал в религиозных
церемониях,
или жрецы.
Изображения женщин редко встречаются на изделиях из металла скифского периода,
и
нам известно значительно меньше об их повседневной одежде. Представляется, что
они
носили длинные одежды и высокие головные уборы под покрывалом. Сходство между
мужской одеждой, изображенной на сосудах из Воронежа и Куль-Оба, и реальными
одеяниями, найденными в захоронениях Пазырыка, а также обнаруженные в
Пазырыкском
кургане № 2 фрагменты женского головного покрывала, кажется, подтверждают ту
точку
зрения, что скифские женщины одевались во многом точно так же, как и женщины из
Пазырыка. Ростовцев полагал, что скифские царицы и княжны выступали в роли жриц
Великой Богини и что они облачались в специальные одеяния при исполнении
религиозных обрядов. Согласно его теории, их также наряжали в эти одежды после
их
смерти. Но помимо найденных в некоторых женских погребениях в южной части
России
одежных декоративных пластин с изображениями Великой Богини, нет ничего, что
показывало бы, каковы были эти одеяния. В Пазырыке также не было обнаружено
ничего,
что могло бы пролить свет на это. Самые интересные экземпляры пластин с
изображением
Великой Богини были открыты и захоронениях в Карагоденашхе и в курганах Большие
Близнецы.
В южной России и Крыму на вершинах некоторых курганов установлены грубые и
неуклюжие человеческие фигуры из камня. Как правило, эти фигуры изображают
женщин,
хотя иногда встречаются и мужские фигуры. Несколько веков назад местные жители
называли их «каменными бабами». Первые путешественники ассоциировали эти фигуры
с
людьми, похороненными в курганах под ними, и некоторые ученые в наши дни в
целом
склонны соглашаться с этой точкой зрения. И все же изображенные на них одеяния
никак
не соответствуют ни одному из предметов одежды, найденных в Пазырыке. Ван ле
Кок
заметил, что на некоторых фигурах у пояса были подвязки, чтобы поддерживать в
вертикальном положении их мягкие сапоги. Только еще в одном месте он обнаружил
изображения похожих подвязок: на фресках в храмах раннего средневекового
периода в
Базаклике в Туркестане, которые изображали высоких рыжеволосых голубоглазых
людей,
чьи лица были явно европейскими. Таким образом, получила поддержку теория о том,
что
скифы принадлежали к индоевропейской семье народов. На женских изваяниях были
высокие шапки, несколько схожие по форме с теми головными уборами, которые
носили
уэльские женщины в XVIII и. Но их покрывает прозрачная вуаль, что еще больше
усложняет иоирос, так как из-за формы шапок трудно понять, что эти статуи
связаны со
скифами, похороненными внизу под ними.
Очень вероятно, что скифы разработали свой стиль верхней одежды, взяв за основу
ассирийскую тунику и превратив ее в наряд, прекрасно подходящий к их конному
образу
жизни. В их костюме тогда не было ничего, что стесняло бы движения или мешало
скакать
во весь опор на самом норовистом жеребце. Облегающая, укутывающая туника и
плотно
завязанный капюшон также обеспечивали отличную защиту в любую погоду. Вариант
такого костюма носили все всадники евразийской равнины. Он был полной
противоположностью развевающимся греческим и римским одеждам, но пр
|
|