|
огилы
наших
отцов, разыщи их и попробуй разрушить их — тогда ты увидишь, будем ли мы
драться с
тобой. Пока ты этого не сделаешь, будь уверен, что мы не вступим в бой, если не
захотим.
Это мой ответ на твой вызов».
Расстроенный, понимая, что дальнейшее преследование бесполезно, Дарий решил
повернуть назад. Скифы доставляли беспокойство его отступающей армии, но персу
удалось довести свои войска до моста и переправиться через Дунай в безопасное
место.
Экспедиция закончилась. Дарий избежал катастрофы, но больше никогда он не
осмеливался прийти в Северную Европу.
Разъяренные скифы остались алкать мести. Теперь их возглавил Аристагор. Собрав
свои
силы, он двинулся к городу Абидосу и обратился к спартанскому царю Клеомену I с
просьбой выступить против персов из Эфеса, в то время как он сам наступал на
них из
Фасиса. Но Дарию удалось сжечь Абидос, и Клеомен отказался втягиваться в
военные
действия. Аристагору пришлось волей-неволей оставить этот свой план. После
разорения
Фракии в 495 г. до н. э. он двинулся на Херсонес, вынудив деспота Мильтиада
бежать, а
затем отошел на свои земли, где его люди вернулись к своим мирным занятиям и
мелким
стычкам с другими племенами.
В следующем веке царские скифы узнали о новом племени, сарматах, которые
появились
на восточных границах их территории и начали вторгаться в их земли. Племя
сарматов
имело со скифами очень схожее происхождение. И те и другие говорили на одном и
том
же языке и вели почти одинаковый образ жизни, но сарматские женщины ездили
верхом,
охотились и воевали вместе со своими сородичами-мужчинами, в то время как
скифские
женщины вели очень уединенную жизнь и не принимали никакого участия в мужских
делах. Действительно, ни одна сарматская девушка не могла выйти замуж, пока не
убьет в
бою врага. Может быть, именно из-за этого скифы называли этих девушек
«повелительницами мужчин». А как только они убьют одного врага, их отдавали
замуж, и
они с той поры должны были полностью посвятить себя домашним обязанностям.
Хотя греки ассоциировали свои рассказы об амазонках со скифами, значительно
более
вероятным кажется, что они в действительности относились к сарматам. В этой
связи
значительный интерес представляет случайнаая находка, сделанная группой
сельскохозяйственных рабочих в 1928 г., которые в 8 милях от Тифлиса, в
местечке Земо-
Ав-чала, обнаружили могилу женщины-воительницы. Эта женщина была похоронена в
скрюченном положении, а ее оружие лежало рядом с ней. Ни одной скифской могилы,
сопоставимой с этой, еще не было найдено в России, и Никорадзе, который
опубликовал
данные по этому захоронению, почти наверняка прав, датируя его III в. до н. э.
Хотя он и
не отнес его ни к какому конкретному племени, более чем вероятно, что в этой
необычной
могиле лежит сарматка-амазонка. Вполне возможно, что она погибла, сражаясь со
скифами.
К 346 г. до н. э. агрессивные устремления сарма-то и привели их на правый берег
Дона, и,
возможно, именно желание обрести более безопасные земли вынудило скифского царя
Аэрта повести своих людей через Дунай и аннексировать территорию Добруджи,
которую
классические авторы стали называть «Малой Скифией». К 339 г. до н. э. скифы
продвинулись до рубежа, находившегося немного западнее современного Балчика,
тем
самым навлекая на себя гнев Филиппа II Македонского. Опасаясь их дальнейшего
просачивания в глубь его владений, Филипп дал им бой в местечке недалеко от
Дуная. Ему
удалось убить Аэрта, которому в тот момент было более девяноста лет. Скифам
пришлось
согласиться на мирные условия, но они, вероятно, не полностью придерживались их,
так
как через три года Александр Македонский в свою очередь почувствовал
необходимость
послать против них карательную экспедицию. Сам он отправился к главному т
|
|