|
анов, насыпанных один возле другого на одном кладбище,
зависело от богатства племени. Но так как под непохожими друг на друга
могильными
холмами находятся могилы, которые, видимо, принадлежали людям одного племени
или
рода, возникает искушение приписать различие в размерах курганов появлению
классового общества, в котором состоятельные семьи, облеченные властью, могли
ожидать, что к ним будут относиться с особым уважением после смерти, так же как
и при
жизни.
Почти в то же самое время племена на северо-востоке Сибири начали применять
железо, а
в районе Минусинска, расположенного в бассейне Енисея, появилась новая
монголоидная
раса, представители которой имели на вооружении ножи с загнутыми инутрь
лезвиями,
напоминающими ножи времен династии Чу в Китае. Наличие ножей такой формы служит
отличительным признаком проникновения китайского влияния в регион, который до
той
поры подвергался влиянию главным образом веяний из Западной Азии или Восточной
Европы. Эти люди либо кремировали своих мертвых и хоронили их прах под каменной
плитой, либо — иногда — они клали в могилу тело в скорченном положении. При них
не
найдено ни одного конского скелета, и поэтому можно предположить, что, как и
сами
китайцы, эти люди, которые были одними из первых, кто принес ориентализм1 на
запад, к
тому времени еще не научились ездить на лошадях. Однако в этот период конные
кочевники, в том числе скифы и мей-смирцы с Алтая, были известны в других
частях
азиатской степи. Наиболее выдающиеся из них были похоронены вместе со своими
лошадьми. И хотя в Европе к 1000 г. до н. э. уже появились наездники и Венгрии,
возможно принадлежавшие к племени фракийцев, не знавшие верховой езды
киммерийцы
продолжали контролировать южную часть России. Из всех племен, знакомых с
верховой
ездой, ко-горые связаны с Центральной Азией и Восточной Европой, скифы в
конечном
счете оказались самыми важными и для своего времени, и в Средние века, когда
чувствовалось их влияние в искусстве Северной и Западной Европы. И все же
спустя
столько времени невозможно точно определить, к какой расе принадлежали скифы.
Этот
вопрос вызывал много разногласий. Одни авторитеты утверждали, что они были
гуннами,
другие — что они были турками или монголами. Однако в главном большинство
ученых
согласны: они принадлежали к индоевропейской группе народов, возможно, к
иранской
ветви или, как предполагает Геса Наджи и некоторые другие, к yrpo-алтайской.
Единственным бесспорным фактом является то, что племена на всей территории
равнины
говорили на одном языке, как и многие современные кочевники в Азии говорят
сейчас на
тюркском диалекте турецкого языка. Язык кочевников был в своей основе иранским
диалектом, но, возможно, он был ближе к авестскому, чем к древнеперсидскому
языку.
Имеется очень мало антропологического материала, который может помочь пролить
свет
на эту проблему, но то, что есть, похоже, говорит в пользу индоевропейской
версии, а это,
в свою очередь, не исключает влияния Алтая. Изучение мужских черепов и
мумифицированных голов, найденных в Пазырыке, подтверждает эту точку зрения,
несмотря на то что вождь, похороненный в кургане № 2, и женщина из другого
захоронения были оба монголоидного типа. К этому же типу принадлежал и старик,
погребенный в несколько схожей могиле в Шибе на Алтае, которую раскопал Грязное
в
1927 г. На самом деле нет ничего удивительного в случайном присутствии людей с
монголоидными чертами среди племен, населяющих восточную часть азиатской степи,
так
как, вероятно, происходили смешанные браки между ними и местными жителями.
Точно
так же царские скифы временами заключали браки с греками или фракийцами из
соседних
западных регионов. Союз слабых и сильных племен, заключенный п
|
|