|
тметим: Посланник Божий, Ангел стоит и ждет согласия человека на это великое
дело. И далее, Девушка склоняет голову и говорит: «Се, Раба Господня; да будет
Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). Момент согласия Марии стать Матерью Господа
был моментом Воплощения. Ее осеняет Дух Святой, и Она принимает в Себя Жизнь
.
И эта Жизнь начала, как всякий земной ребенок, обрастать плотью, укрепляться и
возрастать.
Е. П.
Мне кажется, что у учения о сверхъестественном зачатии Иисуса есть еще один
аспект: если у Иисуса есть отец и мать, Он зачат и родился как все – то в чем
Он Бог?
О. Константин.
Для первых христиан это было важно даже не по этой причине. Тут все сложнее и
глубже. Человечество всегда понимало, что оно заражено, поражено грехом и что
необходимо примирение с Богом. Для древних людей оно совершалось через жертву.
Мы – люди другой культуры, нам уже до конца не понятно – почему Евангелие все
время настаивает, что через крест Христос нас спас? Почему Он – Агнец? А для
людей той культуры примирение с Богом могло быть достигнуто только через смерть
жертвенного животного в храме. Никакого примирения, никакого освобождения от
грехов вне жертвоприношения не существовало, хоть ты лоб разбей! И было очень
важно, чтобы абсолютное и совершенное жертвоприношение совершилось через
принесение абсолютного, совершенного Агнца. Как Христос говорил: «Я – Агнец,
берущий на себя грехи мира».
Точно так же для людей того времени – может быть, мы сейчас по-другому бы к
этому отнеслись – было бесспорно, что все человечество поражено грехом.
Когда-то Адам и Ева, разорвали отношения с Богом, встали на сторону
змея-искусителя. Произошло Грехопадение, которое внесло в человеческую природу
некий изъян. Помните, псалмопевец Давид восклицает: «И во гресех роди мя мати
моя!»? Что это за первородный грех, с которым человек уже рождается? Это
влечение к греху, это отчуждение от Бога…
Е. П.
Этот грех передавался от отца к сыну?
О. Константин.
Да, можно и так сказать. И, конечно, люди знали, что если эта линия будет
продолжаться, то никакого обновления человек не получит.
И здесь Господь идет по совершенно неожиданному пути. Он, скажем условно так,
сходит
в человека, абсолютно нравственно чистую девушку. И рождается как Человек. Он
во всем настоящий человек. Единственное отличие – в Нем нет греха. С Него
начинается новое поколение людей, свободных от власти греха.
Е. П.
Тут так и просится вопрос: Христос – свободен от греха. А мы тут при чем? Мы
ведь обычные, грешные люди.
О. Константин.
А вот тут как раз мы подошли к самой главной теме: для чего Бог сходит на
землю? Читатель может возразить: это не наш вопрос, в конце концов, он читает
книгу о Богородице, а не об Иисусе Христе или основах православной веры.
А я скажу так: это как раз наш вопрос! В католической Церкви есть такая наука –
Мариология.
То есть отдельно взятое учение о Божией Матери.
А в православии такой отдельной науки нет. Учение о Божией Матери у нас,
православных, помещается в тот раздел богословской науки, в котором говорится о
Спасении человечества (в богословии эта тема называется
Сотериология).
Почитая Божию Матерь, православная Церковь никогда не создавала отдельную
богословскую науку, в центре которой оказалась бы Богородица Сама по Себе.
Православное же почитание Богородицы никогда не разлучало Ее с Сыном, в этом
смысле можно сказать, что Христос, который стоит в центре всех православных
богословских идей и учений, и здесь стоит в центре учения о Своей Матери.
Православие Христоцентрично по существу и Христоцентрично оно и в учении о
Богородице. Уже само наименование Матери Господа – Богородица (греч.
Феотокос),
показывает что Православие не мыслит Матери отдельно от Сына.
Е. П.
Можно, я вас на секунду прерву? Мне приходилось слышать, что вообще именование
галилейской девушки Марии
|
|