|
требование апостола Павла, одни из самых известных строк Нового Завета:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я –
медь звенящая и кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру,
так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею,
– нет мне в том никакой пользы».
[10]
А дальше все просто. Как говорила девушка Маша в фильме «Формула любви»: «Когда
любят – тогда видно…»
4.
Чтобы стоять, я должен держаться корней.
Из песни
Оно, конечно, правильно. Корней держаться надо. Вот только каких корней?
Когда слышишь слова о «нашей старой вере», «нашем древнем благочестии»,
«древних распевах» и т. д., то звучит это забавно. Потому что, может, оно все и
древнее – да не наше. Мы приняли веру уже в готовом виде, полностью
сформировавшуюся, преодолевшую ереси и искушения – основная духовная история
Православия, или, иначе, «греческой веры», прошла свой путь до крещения Руси и
не на нашей земле. А мы, если будем двигаться дальше определенной точки в
русской истории, то как раз влетим в самое махровое язычество.
Но и «греческая» византийская вера – это далеко не начало христианства. А само
христианство – оно ведь тоже итог, финал колоссальной духовной и исторической
драмы.
В том-то и основная проблема этой книги – с какого момента начать? С крещения
Руси? Ну, это вообще несерьезно! С начала почитания Божией Матери? Поздно! С Ее
Жития? Тоже, в общем-то, поздно – слишком много сразу появляется вопросов. И
самый главный из них – а какой во всем этом духовный смысл?
Можно, конечно, пойти по простому пути и заняться перечислением чудес. Но чудо
само по себе ничего не значит. Ведь и какой-нибудь полтергейст тоже можно
отнести к разряду чудес – что, и барабашке станем молиться?
Человек не уверяется чудом – не устают повторять в церкви.
Парадоксально, но это так. Если бы это было не так, то в середине 1920-х годов,
когда по всей стране чудеса стали происходить в массовом порядке
[11]
, власти прекратили бы гонения на веру. Однако они не только не прекратили, но
пытались всячески скрывать чудеса от людей, а преследования лишь ужесточились.
Что заставляло и заставляет многих людей, иной раз вопреки очевидному, упорно
повторять: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда!»?
Встречаются и более занятные случаи. Один и тот же человек может верить в
инопланетян и отрицать православные чудеса. Казалось бы, там паранормальные
явления, и тут паранормальные явления. Веришь одному, поверь и другому Ан нет!
Словно переключатель какой-то стоит. И на самом деле – стоит переключатель,
поскольку разум покорно обслуживает некое убеждение, лежащее вне пределов
логики.
Нет, чудеса сами по себе ничего не значат. А иконы сами по себе являются тем,
чем их и признавала безбожная власть – в лучшем случае музейными экспонатами.
«Житие Богородицы» – древний литературный памятник. Церковные обряды – род
фольклора. И мы снова оказываемся все в том же культурно-этнографическом
заповеднике.
А чтобы понять духовный смысл событий, придется, увы, начинать сначала. А
именно – с истории Богоизбранного народа. Поскольку если Божий промысел
является смыслом истории, то должно быть справедливо и обратное: история есть
плоть Божьего промысла. А телом пренебрегать не должно, об этом и в церкви
говорят…
ЧАСТЬ 1. МЕСТО ДЕЙСТВИЯ – ПАЛЕСТИНА
Глава 1. Фон и декорации
(Краткая история Богоизбранного народа)
Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу,
Прямыми сделайте в степи стези Богу нашему…
[12]
Книга пророка Исайи
Одна из основных интуиций Библии – восприятие истории как священного
пространст
|
|