|
да в истории Церкви не было легких времен. Трудным было и начало.
Бесконечные споры между евреями и всеми остальными, с одной стороны.
Необходимость научить бывших язычников, миропонимание которых было абсолютно
иным, – с другой. Учения Церкви, как такового, еще не было – только
апостольские свидетельства. И вечные нестроения, свойственные человеческой
природе.
«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили
одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и
в одних мыслях. Ибо… сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами
есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я
Кифин”; “а я Христов”»
[74]
– пишет апостол Павел в послании к коринфянам.
Но мир – и иудейский, и языческий – пребывал в тяжелейшем религиозном кризисе,
выхода из которого на прежних путях уже не было.
«Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? –
спрашивает апостол.
– Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею
мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благо-угодно было Богу
юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут
мудрости; А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов
безумие».
[75]
Про иудеев уже много написано, а что касается эллинов… В тогдашнем языческом
мире милость богов была с теми, кто богат, силен и удачлив. Если ты таков,
значит, боги к тебе милостивы, если нет – значит, нет. Действительно, с такой
точки зрения все, что говорили христиане, было безумием… и тем не менее
обращенных из язычников было много, и Церковь росла и крепла. Ей еще предстоит
пройти через насмешки философов и гонения, обрести и потерять земную власть над
половиной мира, и снова оказаться островом в языческом море, теперь уже новых
времен…
Но ведь суть, согласитесь, не в количестве!
То есть, с точки зрения материализма – когда человек творит себе бога – конечно,
чем больше у него сторонников, тем лучше.
Но с иной точки зрения – когда Бог сотворил человека – лучше там, где истина.
Даже если ее приверженцы умещаются в одной комнате самого обычного дома…
Глава 3. От папируса до компьютера
(Христианская и псевдохристианская литература: Евангелия и апокрифы)
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
………………………………
Но забыли мы, что осиянно
Только Слово средь земных тревог.
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Н. Гумилев
Семена, посеянные в Иудее, упали на благодатную почву. Новая религия быстро
начала распространяться по миру – по каналам, связывавшим иудейскую диаспору
рассеянную по городам Востока. Язычество в то время переживало всеобъемлющий
кризис, и христианство, с его внутренней силой, казалось иноплеменникам
притягательным – они ведь тоже были «изнурены и рассеяны».
Христиане были активны и деятельны в распространении своего учения. Скоро
появилась и христианская литература: сборники речений Иисуса, Евангелия, деяния
и послания апостолов, апокалипсисы («откровения»). Сочинения эти были как
подлинные, так и придуманные – в то время на Востоке нередко неизвестный автор,
ничто
|
|