|
дух и веет в пророческой стороне содержания Ветхого Завета». «Вследствие этого
увлечения мертвым и мертвящим буквализмом иудео-палестинское толкование почти
упустило из виду – и, во всяком случае, превратно и грубо поняло – важнейшую
сторону содержания Ветхого Завета, проникающую весь последний – пророческую,
средоточием которой является мессианская идея. Этой грубости, плотскости
соответствовало постепенно развившееся и имевшее прямое отношение к толкованию
представление о Мессии как земном Царе-освободителе иудеев из-под власти
иноземных народов».
[69]
(Впрочем, прежде чем кидать камни в раввинов, давайте оглянемся по сторонам.
Разве мы так уж свободны от этого греха – перетолковывать пророчества так, как
нам хочется, мечтая о силе и славе?)
…К концу правления Ирода пронесся слух, что звезды указывают: Мессия вот-вот
придет. Этими разговорами и ожиданием были полны площади и дома. Душой
мессианского движения стали разнообразные секты, самой заметной из которых была
секта ессеев.
«Официальную церковь ессеи по-прежнему игнорировали, – пишет отец Александр
Мень. – К Храму – теперь столь прекрасному – оставались равнодушными. “Сыны
света” полагали, что Бог должен истребить его как место фальшивого служения. В
одной из книг они во всех подробностях описывали новый Храм, который в День
Господень явится на смену старому. Ессеи были уверены, что День этот не за
горами. Все невзгоды: вторжение Помпея, безумства Ирода, землетрясение – были
для них признаками последних конвульсий сатаны перед приходом Мессии. В одном
ессейском гимне говорилось о родовых муках, за которым наступит торжество
нового мира:
Ибо бедствия и тяжкие скорби хлынут, как волны,
Дабы Та, что беременна, произвела на свет Первенца:
Та, что беременна Мужем скорбей, пребывает в страдании,
И в узах преисподней грядет Она,
Чтобы явился в горниле беременной
Чудный Советник со своей властью.
Обращает внимание, что Мессия назван в псалме “Мужем скорбей”, как именовал его
Второисайя. Это, пожалуй, единственный намек на страждущего Мессию во времена
Второго Храма…
Вероятно, у некоторых из ессеев возникала порой мысль, что и Спаситель пройдет
через земные испытания. Но все же господствовали в секте иные воззрения,
родственные воинственному мессианизму. “Все народы рассудит Его меч”, –
говорили ессеи о грядущем Царе».
[70]
Появились иудеи, которых называли «чающими утешения Израилева» и которые
целиком посвятили себя ожиданию Мессии. Они селились у Храма и проводили там
все свободное время, чтобы не пропустить Его приход. Именно к ним относились
старец Симеон и пророчица Анна, которые предрекли Иисусу из Назарета Его
грядущую судьбу. Отец Александр Мень предполагает, что к ним относилась и юная
Мариам из Назарета. Что ж, если это так, то многое в Ее судьбе становится
понятней…
Отец Александр Мень пишет:
«Обращаясь к этим людям, мы как бы переносимся в иное измерение истории. Чтобы
почувствовать атмосферу надежд, которые окрыляли “чающих”, нужно вчитаться в
строки гимнов, приведенных у св. Луки. Все указывает на то, что их сложили не
поэты по призванию, а простые верующие, хорошо знавшие Библию. “Песнь Марии” и
“Песнь Захарии”, несомненно, получили распростр
|
|