|
едями и тех экономических выгод, которые доставляло обладание важнейшими
торговыми путями между Азией и Европой. Поскольку других оснований для его
существования не было, оно под ударами более сильного Русского государства
рассыпалось на составные свои части, в дальнейшем растворившиеся в половецком
море», – пишет М. И. Артамонов.
Князь Святослав разгромил кагана и его войско, захватил крепость Саркел (Белая
Вежа), столицу Хазарии город Итиль, а затем – город Семендер. После этого
Хазария пришла в упадок и в начале XI века полностью исчезла.
Давая оценку этой победе, Макаров пишет, что князь Святослав последним взмахом
славяно-русского богатырского меча как бы очертил границы Руси и предопределил
исконные устремления славян к единству и дружбе с другими народами в борьбе с
мировым злом. Его наследникам и продолжателям оставалось лишь кое-что
подправить, добавить в этом чудном и небывалом замысле, чтобы во всем
могуществе и великолепии изумленному миру предстала Великая Русь. Задача
потомков – сохранить и приумножить силу, величие и благополучие Русской Державы,
ее всемирное значение в устроении высоконравственного, справедливого общества,
ее огромных усилий по защите Божией правды.
В результате сокрушения Хазарии произошло слияние большей части
восточнославянских племен в единое государство. Киевская Русь стала одним из
сильнейших европейских государств.
После Хазарии
После падения Хазарии, которую Л. Гумилев назвал «злым гением Древней Руси»,
многие из хазар-иудеев эмигрировали в Европу и их стали ассоциировать с
евреями-ашкеназами. Это доказывается многими учеными и подтверждается
энциклопедическими источниками.
Современная Еврейская энциклопедия пишет о существовании ряда источников,
свидетельствующих о хазарском происхождении евреев-ашкеназов, доказательства
чего впервые были представлены в начале ХХ века австрийским историком М.
Гумпловичем и еврейско-польским историком И. Шипером. Затем подробное
обоснование этого утверждения появляется у израильского профессора А. Поляка, а
также в книге А. Кестлера «Тринадцатое колено», где доказывается, что все
ашкеназы –
потомки обратившихся в иудаизм хазар.
В. Шнейдер нашел первое упоминание о начале пути евреев к месту обитания славян
в речах пророка Иеремии. Там евреи, ушедшие со скифами (ашкузами), получили имя
–
ашкеназы
,
а место их поселения указано как север тогдашней ойкумены – теперешний Северный
Кавказ.
В основании теории Поляка лежит идея о
массовой миграции хазар-иудеев на запад после распада Хазарского каганата
.
«Многие документы, – пишет Еврейская энциклопедия, – подтверждают, что с начала
Х века хазарские евреи селились в центрах международной транзитной торговли».
Роберт и Элинор Слатер в своей книге «Великие моменты еврейской истории»,
опубликованной в 1999 году в США пишут: «Потомки хазар достигли Восточной и
Центральной Европы. Имеются существенные доказательства, что некоторые из них
обосновались в славянских странах, где приняли участие в создании крупных
еврейских центров Восточной Европы… Более того, некоторые группы, которые
мигрировали из Восточной в Центральную Европу, назывались хазарами…»
Еще одна книга – Мартина Жилберта «5000 лет еврейской истории» (Нью-Йорк. 2002),
которая повествует о том, что после уничтожения Хазарии часть хазарских евреев
отправилась в Грецию и Средиземноморье, но многие осели в южной России, а
другая группа евреев, более многочисленная, поселилась вдоль Рейна.
Леон Поляк
|
|