|
Дихотомия civis - miles в Риме позднереспубликанского и императорского времени
(Махлаюк А. В.)
Военное искусство • 4 февраля 2008 г.
Махлаюк А. В.
Принципиальной основой римской военной организации на разных этапах ее
исторической эволюции является корреляция таких категорий, как civis и miles,
«гражданин» и «солдат»1. Ибо военная система Рима изначально формировалась и
развивалась на полисной основе — как ополчение граждан, которые только и
обладали почетным правом-обязанностью служить в войске, занимая в соответствии
со своим цензом место в военной иерархии и боевых порядках. Лишь полноправные
граждане могли пользоваться и связанными с военной службой привилегиями,
получая соответствующую долю в добыче (включая наделы на завоеванных землях),
почести и славу2. С гражданско-общинным и сословным характером римской
государственности были, таким образом, связаны и сами принципы комплектования
войска, и организация высшего командования, и боевое построение армии3, и
специфика римского милитаризма4, а в конечном счете и наиболее впечатляющие
успехи римского оружия5.
До возникновения в конце Республики постоянной армии civis (Quiris) domi и
miles militiae, т. е. статусы мирного гражданина (и, что очень существенно для
римского цензитарного варианта полиса, собственника) и воина с идеологической и
практической точек зрения были, по существу, двумя взаимообусловленными
«испостасями», с необходимостью предполагавшими одна другую6. Чередование
военных кампаний и периодов мира в римской общине и, соответственно,
превращение мирных граждан в воинов и обратно отмечали ход социального времени,
подобно смене природных сезонов, в которой первоначально эти превращения и были
укоренены7.
Понятно, однако, что соотношение между этими двумя статусами, их социальное,
правовое, политическое и идеологическое наполнение исторически изменялись под
воздействием разных факторов. Соответствующим образом менялись порядок
комплектования, социальный состав и сам характер вооруженных сил Рима. При
изучении этого сложного процесса исследователи обычно рассматривают
материальную организацию, саму процедуру набора (dilectus) войсковых
контингентов и, начиная с Т. Моммзена8, сосредоточивают внимание на трех
основных вопросах: каково было географическое происхождение солдат? из какой
социальной среды приходили они в армию? были ли отмечаемые изменения следствием
ясной политической воли или же происходили под влиянием разного рода внешних
обстоятельств?9 Все эти вопросы получили достаточно детальное и разностороннее
освещение в современных исследованиях10. Но в рамках данной проблематики
правомерно поставить также и вопросы иного плана, а именно: какие
идеологические постулаты лежали в основе проводимой в эпоху Империи политики
рекрутирования? какие исконные принципы и традиции при этом сохранялись или
реанимировались, а какие и как трансформировались в новых исторических
условиях? Иными словами, необходимо выяснить ту идеологию, которая (наряду,
разумеется, с факторами объективного порядка) в немалой степени обусловливала
не только требования, предъявляемые к армии правящими элитами, но и многие
характерные черты практики комплектования вооруженных сил Империи и конкретные
мероприятия императорской власти в этой сфере. Эти идеология и практика в своих
пересечениях и расхождениях как раз и концентрируются на проблеме «гражданского
качества» воинских контингентов.
Такая постановка вопроса практически отсутствует в современных исследованиях,
авторы которых в лучшем случае ограничиваются замечаниями общего плана11, хотя
практически всеми признается, что принадлежность солдат к тому или иному слою
римского гражданства в первую очередь определяла социально-политический облик
армий конца Республики, эпохи принципата и Поздней империи. Именно в разложении
характерного для классической полисной организации триединства «гражданин -
собственник - воин» исследователи видят один из важнейших симптомов кризиса
Римской республики11, а в профессионализации войска и, как следствие, его
эмансипации от гражданского коллектива (решающий шаг к чему был сделан военными
реформами Гая Мария) усматривают едва ли не главную предпосылку установления в
Риме монархического режима12.
Вместе с тем, в оценках характера и политической роли императорской армии с
точки зрения их обусловленности гражданским статусом римских легионов среди
исследователей обнаруживаются определенные расхождения. Одни авторы
подчеркивают, что сам по себе вопрос о том, из каких слоев комплектовалась
армия, не имеет особого значения, ибо служба в ней отрывала людей от того
общественного слоя, из которого они вышли, превращала их в деклассированных
ландскнехтов13. Другие характеризуют службу в легионах раннего принципата как
наилучшее средство своеобразной «социальной переплавки» люмпен-пролетариев в
мелких рабовладельцев14. Более основательной представляется точка зрения, что
легионы раннего принципата уже не были войском пролетариев, но пополнялись
выходцами из среднего класса, из наиболее цивилизованных слоев урбанизированных
частей Империи15. В новейших исследованиях справедливо отмечается, что основная
линия первого принцепса и других императоров в политике рекрутирования
заключалась в ориентации на отбор качественного пополнения — как по социальным,
так и по моральным критериям, высокие стандарты которых как раз и стремился
утвердить основатель принципата, действуя в реставраторском духе, чтобы сделать
из армии не сборище наемников и маргиналов, каким она в значительной степени
была в эпоху гражданских войн, но своего рода элитный корпус граждан,
специально отобранных и подготовленных, способных защищать величие Империи16.
Поэтому критерий гражданства для набора в легионы имел основополагающее
|
|