Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Древнего Рима и Италии :: Джон Норвич - Нормандцы в Сицилии :: Д.Норвич - Нормандцы в Сицилии. Второе норманское завоевание(1016 - 1130)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
одов ничего не оставалось делать, кроме как организовать самооборону. 
Соответственно появились постоянные военные отряды, многие из них имели в своем 
распоряжении корабли, чтобы преграждать путь пиратам до того, как они высадятся.

        Эти вооруженные люди, в свою очередь, представляли серьезную опасность 
для византийских властей, но в сложившихся обстоятельствах их едва ли можно 
было распустить. Все это добавляло уверенности ломбардам, так что к концу X в. 
в Апулии возникло активное и хорошо вооруженное движение сопротивления. 
Небольшой мятеж произошел в Бари в 987 г., а десятилетием позже началось другое,
 гораздо более серьезное восстание, на подавление которого потребовалось три 
года. Во время этого бунта был убит важный византийский чиновник. Затем в 1009 
г. поднял оружие Мелус. Вместе со своим шурином Даттусом и многочисленными 
последователями он быстро овладел Бари, а в 1010 г. захватил Асколи и Трани; но 
весной 1011 г. вновь назначенный катапан собрал все наличные силы для осады 
Бари и сумел подкупить нескольких греков, живших в городе, чтобы те открыли 
городские ворота. 11 июня Бари пал; Мелус спасся и бежал в Салерно. Его жене и 
детям повезло меньше. Их захватили в плен и отослали как заложников в 
Константинополь.
         
        Высоко на холме, возвышающемся над современной автострадой, которая 
соединяет Неаполь с Римом, расположен монастырь Монте-Кассино. На расстоянии он 
выглядит примерно так же, как, должно быть, смотрелся тысячу лет назад, это 
иллюзия: в отчаянной битве в феврале-марте 1944 г. фактически все аббатство 
было стерто с лица земли неустанными бомбардировками союзников, и существующие 
здания представляют собой послевоенную реконструкцию. Но все же жизнь в 
монастыре не замирала с 529 г., когда святой Бенедикт пришел на вершину этого 
холма и построил на руинах языческого храма Аполлона огромное аббатство, 
которое было первым из его начинаний и местом рождения Бенедиктинского ордена.
        К истории нормандцев на юге Монте-Кассино имеет самое непосредственное 
отношение. Как величайший из итальянских монастырей он являлся одним из 
важнейших центров европейской учености в темные века. Он сохранил для потомства 
труды многих классических авторов, в том числе Апулея и Тацита; эти драгоценные 
книги как-то пережили разрушительный набег сарацин в 881 г., в ходе которого 
церковь и другие постройки были сильно разрушены. В те времена, когда 
начинается наш рассказ, монастырь вступал в свою золотую пору. В последующие 
двести лет его могущество достигло такого уровня, что он превратился почти в 
независимое государство. Он бросал вызов франкам, грекам, ломбардам, нормандцам,
 при случае даже самому папе; дважды настоятели Монте-Кассино, всегда 
считавшиеся одной из самых влиятельных фигур в латинской церковной иерархии, 
занимали престол святого Петра.
        Во второй половине XI в. в Монте-Кассино жил монах по имени Аматус - 
или, как его иногда называют, Эмэ, - который примерно между 1075-м и 1080 гг. 
написал историю нормандцев на юге. В отличие от Вильгельма Апулийского, который,
 судя по всему, больше всего заботился о том, чтобы показать свое искусство в 
латинском стихосложении, Аматус писал несуетной прозой; он составил аккуратный 
и подробный отчет о событиях, современником, а часто, быть может, и свидетелем 
которых он был. К сожалению, подлинный латинский текст его сочинения утерян; 
все, чем мы располагаем, - перевод на итальянизированный старофранцузский, 
сделанный в XIV в. и сохранившейся в богато украшенной рукописи, которая теперь 
находится в Национальной библиотеке в Париже. У ученых, поскольку Аматус 
бесспорно наиболее надежный источник, относящийся к теме и периоду, потеря 
латинского текста вызывает большие сожаления; но для остальных это всего лишь 
означает, что важнейший труд, современных английских переводов которого не 
существует, освобожден от кошмарных хитросплетений средневековой латыни и 
является не только понятным, но также - благодаря своей живости, наивности и 
красоте каллиграфии - приятным чтением.
        Аматус рассказывает другую историю о нормандских паломниках, которую 
интересно соотнести с изложенной Вильгельмом. По его словам, группа из примерно 
сорока молодых нормандцев, возвращаясь в 999 г. на корабле из Палестины, 
посетила Салерно, где их гостеприимно встретил князь Салерно Гвемар1. Их мирный 
отдых там был, однако, грубо прерван появлением сарацинских пиратов: местные 
жители так боялись их ужасной жестокости, что даже не пытались сопротивляться. 
Возмущенные их трусостью, нормандцы взялись за оружие и бросились на врага. Их 
пример придал мужества салернцам, многие из которых к ним присоединились; а 
сарацины, не ожидавшие противодействия, были все убиты или обратились в бегство.
 Восхищенный Гвемар сразу предложил доблестным героям богатое вознаграждение, 
если они останутся при его дворе. Нормандцы отказались: после долгого 
отсутствия они торопились вернуться домой. Однако они были вполне готовы 
поговорить со своими друзьями, многие из которых были бы безусловно 
заинтересованы таким предложением, а доблестью отнюдь не уступали им самим. 
После этого они уехали, нагруженные подарками от Гвемара, весьма 
привлекательными для бесстрашных северных воинов, - там были "лимоны, миндаль, 
соленые орехи, прекрасные одеяния, железные орудия, отделанные золотом; и все 
эти дары соблазняли приехать в южные земли, текущие молоком и медом, где можно 
найти такое множество красивых вещей".
        В 1016 г., когда Мелус побывал на горе Сан-Анджело, сарацины нападали 
на Салерно, но нигде не упоминается о сарацинском набеге в 999 г., которым 
Аматус датирует свои рассказ. Может быть, даже если история в целом правдива, 
автор допустил здесь одну из своих редких хронологических ошибок и два визита 
паломников датируются примерно одним временем. Если это так, то не может ли 
быть, что речь идет не о двух группах паломников, а об одной и той же? Не могла 
ли встреча с Мелусом в храме, якобы случайная, бы
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-