|
рили уже, что на римских улицах не сажали ни цветов, ни деревьев. По
холмам шли полосы густой зелени императорских парков, Марсово Поле было почти
сплошным прекрасным садом, но в самом городе зелени было мало: портик Ливии –
для I в., парки вокруг терм Траяна – для II в., вокруг терм Каракаллы и
Диоклетиана для III в. Современному ленинградцу, привыкшему видеть на самых
даже скромных улицах хотя бы маленький скверик или негустой ряд деревьев и
кустиков, которые все-таки как-то скрадывают однообразие стандартных домов,
древний Рим показался бы невыносимо тягостным. Украшали римские улицы
скульптуры и сооружения архитектурные. Перед человеком, спускавшимся по грязной
Субуре к старому Форуму, вставал Веспасианов храм Мира, одно из чудес древней
архитектуры, на Форуме он мог любоваться базиликами Эмилия и Юлия Цезаря.
Прохожий, шедший со стороны Африканской улицы, видел громаду Флавиева
амфитеатра, поражавшую своей грандиозностью, разумностью плана и строгостью
постройки, умело смягченной разнообразием спокойной и выдержанной
орнаментировки (сочетание колонн разных ордеров). По всему городу были рассеяны
храмы, триумфальные арки с барельефами, рассказывающими о событиях, в память
которых были воздвигнуты арки. В IV в. н.э. триумфальных арок насчитывалось в
Риме 36. Поставленные обычно в начале улицы, они обрамляют ее, заставляют
видеть в едином направлении и в перспективе. Рельефы, их украшающие, могут быть
очень разного художественного достоинства, но сами по себе арки огромные,
сверкающие мрамором, увенчанные победной колесницей или статуей, неизменно
величавы по своему архитектурному замыслу.
Из арок и доныне существуют три: арка Тита, Септимия Севера и Константина
[26 - Арка Септимия Севера (высота ее 23 м, ширина 25 м и глубина 11.85 м) была
поставлена в 203 г. н.э. в честь императора и его сыновей, Каракаллы и Геты, в
северо-западном углу Форума (после убийства Геты братом имя его было стесано).
Она трехпролетная, облицована также пентиликонским мрамором. Рельефы над
боковыми арками рассказывают о войнах с парфянами, арабами и народами Адиабены.
Арка Константина была поставлена в 312 г. в память победы Константина над
Максенцием (высота ее 21 м, ширина 25.7 м, глубина 7.4 м). Она очень хороша по
своим пропорциям и равновесию архитектурных мотивов, а теплый колорит
желтоватого мрамора делает ее еще живописнее и монументальнее. Но она
перегружена рельефами, которые взяты с памятников эпохи Траяна и Марка Аврелия,
и поэтому не представляют собой единого целого. Статуи связанных варваров над
колоннами взяты, несомненно, с форума Траяна. Со стены, окружавшей этот форум,
сняли большие мраморные плиты с изображением сцен из войны с даками и только
голову Траяна заменили головой Константина. Круглые медальоны с изображениями
охоты на льва, дикого кабана и жертвы Аполлону относятся ко времени Адриана.
«Константиновскими» на арке будут только рельефы на базах колонн, где
изображены солдаты, ведущие пленных, и фриз под медальонами: император, сидя в
центре на возвышении, раздает подарки (congiaria) римскому народу.]. Арка Тита
самая простая и в художественном отношении наиболее совершенная (высота ее 15.4
м, ширина 13.5 м, глубина 4.75 м). Она была поставлена в самом начале Священной
Дороги в память покорения Иудеи и взятия Иерусалима Титом в 71 г. В ней один
пролет, свод и облицовка сложены из массивных плит пентеликонского мрамора.
Замечательны большие рельефы по обе стороны прохода. Справа (если смотреть по
направлению к Форуму) на триумфальной колеснице едет Тит, над головой которого
Победа держит венок; лошадей ведет богиня, покровительница Рима (dea Roma).
Искусно сгруппированные фигуры участников шествия создают впечатление
многочисленной толпы. Очень хороша четверка коней, по-разному вскинувших свои
мощные головы: художник сумел избежать однообразия в изображении этой четверки.
На левом рельефе увенчанные победными венками солдаты в подпоясанных туниках, с
выражением торжественным и спокойным, несут на длинных носилках предметы,
захваченные в иерусалимском храме: семисвечник, трубы и жертвенник. На пилонах,
обрамленных коринфскими колоннами с капителями сложного стиля (один из наиболее
ранних примеров), нет никаких скульптурных украшений: их украшением служат
только похожие на окна ниши. Украшали город и многочисленные статуи, среди
которых были произведения первоклассные, как, например, Лисиппова статуя атлета,
которую Агриппа поставил перед своими термами. Она так понравилась Тиберию,
что он забрал ее себе, а вместо нее поставил перед термами другую статую.
Поступок этот возмутил народ: «в театре громкими криками потребовал он
возвращения Лисипповой статуи», и Тиберию пришлось водворить статую на прежнее
место (Pl. XXXIV. 62). Прекрасна была и статуя Аполлона, которую Август
неизвестно почему поставил на скромной улице Сапожников. На перекрестке
нескольких, хотя бы самых убогих улиц обязательно стояла часовня в честь Ларов
и гения императора. И великим украшением Рима была вода, наполнявшая своим
шорохом и шумом весь город, бившая из фонтанов самого разнообразного оформления,
стоявшая в широких нимфеях, лившаяся щедрой струей из кранов водонапорных
колонн.
//-- Городское управление и полиция --//
В республиканское время городскими властями были эдилы: они следили за
чистотой улиц и площадей, надзирали за торговлей, за банями и харчевнями. Они
прокладывали улицы и замащивали их, следили за выполнением договоров
подрядчиками, ведали организацией празднеств. Персонал, при них состоявший, был
малочислен; деньги, которыми они могли распоряжаться, попадали к ним случайно
(штрафные суммы). При империи круг их деятельности значительно сузился; Римом,
как городом, ведают теперь другие власти. Август, включив в городскую черту
предместья на расстояние в тысячу шагов (около 1 1/2 км) от Сервиевой стены,
уничтожил старое деление города на четыре района [27 - Они сохранились только
как четыре городских трибы: Субурана, Палатина, Эсквилина и Коллина.] и ввел
новое: он разбил Рим на четырнадцать районов [28 - Вот эти районы:I – долина
между Целием и Палатином, между Целием и Авентином;II – Цели
|
|