|
то человеку не хочется гибнуть". "Бей его, жги!" (медливших гнали в бой огнем
и бичами). "Почему так трусит он мечей? Почему не хочет храбро убивать? Почему
не умирает с охотой?". Толпа могла потребовать, чтобы раненого добили. Слова
Сенеки, что "человек для человека – вещь священная" прозвучали как в
безвоздушном пространстве, никем не услышанные, никем не подхваченные. Марциал
в одной из своих эпиграмм, восхваляющих представления, данные в только что
отстроенном Флавиевом амфитеатре (он только в XI в. н.э. получил название
Колизея), обмолвился страшными [с.96] словами: "Тигрица, пожив среди нас, стала
свирепее". Ужас и отвращение испытываешь перед этой бескорыстной жестокостью,
перед этой способностью любоваться чужими страданиями. Почему люди, которые
вставали на защиту невинно осужденных, забрасывали камнями магистрата,
принуждавшего идти в гладиаторы свободного человека, не жалели жизни, спасая
людей из огня, – почему для этих людей страшные сцены в амфитеатре были
излюбленным зрелищем? На тему о падении римских нравов писали много, начиная с
XVIII в. Не говоря уже о том, что вопрос этот требует коренного пересмотра и
совершенно другой постановки, "падение нравов" здесь ничего не объясняет,
потому что увлечение гладиаторами во II в. до н.э., когда нравы еще не "упали",
было таким же сильным, как и во II в. н.э.
Императорские распоряжения и запреты относились к Риму и на остальную Италию
не распространялись. Муниципальная знать не обладала ни богатством, ни
влиятельностью сенатской аристократии; представители ее мало что значили за
пределами родного города, и в большинстве своем это были люди, выдвинувшиеся
при новом режиме и ему искренне преданные. Не было смысла их ограничивать, и
муниципальные магистраты, члены городской думы и просто богатые и влиятельные
граждане не упускают случая развлечь родной город гладиаторскими играми. Их
часто устраивают в благодарность за избрание на какую-нибудь должность, из
желания приобрести расположение народа. Дает их обычно городская знать: в
Помпеях, например, – квинквеннал Нигидий Май, эдил Суетий Церт, фламин Децим
Валерий; в Остии, большой торговой гавани, – Луцилий Гамала, член одной из
самых видный остийских семей; в маленьком Ланувии – эдил Марк Валерий; в Габиях,
одно имя которых вызывало у римлян представление о сонном захолустье, жрица
Агусия Присцилла "устроила изрядные игры в честь императора Антония Пия, отца
отечества, и детей его".
Можно было превратить гладиаторские игры в источник дохода. В правление
Тиберия, который и сам не любил гладиаторских игр, и римлян баловал этим
зрелищем не очень охотно, некий отпущенник Атилий решил построить в Фиденах
(небольшой городок километрах в семи от Рима) деревянный амфитеатр, правильно
рассчитывая, что римляне хлынут на игры, которые здесь будут [с.97] устраивать.
Прибыль для себя предвидел он верную и богатую. Соображения его оправдались
только в одной части: на первое же зрелище собралась, действительно, огромная
толпа, но наспех сколоченные деревянные сидения рухнули, и 50 тысяч человек
было убито и перекалечено. Это несчастье потрясло Рим; сенат запретил
устраивать гладиаторские бои людям, не имевшим всаднического ценза (400 тыс.
сестерций), и строить амфитеатры, не обследовав предварительно, "прочна ли
почва".
Во времена республики многие богатые и знатные люди формировали
гладиаторские отряды из своих рабов: это было выгодно во многих отношениях.
Будущих гладиаторов обучали в специальных заведениях, которые, назывались
"гладиаторскими школами". Самая старая из известных нам гладиаторских школ
принадлежала Аврелию Скавру, консулу 108 г. до н.э. Капуя, с ее прекрасным
здоровым климатом, была излюбленным местом для этих школ. Здесь как раз
находилась та школа, из которой в 73 г. до н.э. бежало 200 рабов со Спартаком
во главе. Если хозяин такой школы хотел устроить гладиаторские игры, ему не
надо было искать гладиаторов на стороне; Цезарь, имевший тоже в Капуе школу,
оттуда брал гладиаторов для игр, которые он устраивал. Своих гладиаторов можно
было продать или отдать в наймы тому, кто устраивал игры. Аттик, друг Цицерона,
превосходный делец, безошибочно чувствовавший, где и на чем можно нажиться,
купил однажды хорошо обученный отряд, и Цицерон писал ему, что если он отдаст
этих гладиаторов в наем, то уже после двух представлений он вернет свои деньги.
Кроме того, гладиаторы были надежной личной охраной в страшное время конца
республики. Лица, захваченные борьбой партий и стремившиеся к власти, держали
их именно с этой целью: были они и у Суллы, и у Цезаря, и у Катилины.
Кроме этих высоко стоящих на общественной лестнице людей, существовала целая
категория лиц, для которых покупка, перепродажа, а иногда и обучение
гладиаторов являлись профессией, средством заработать хлеб. Они звались
ланистами (название от того же корня, что и lanius-"мясник"). Аттика и людей
его круга коммерческие операции с гладиаторами нисколько не позорили, но
ланиста, так же как и сводник, считался человеком запятнанным, а его занятие –
подлым. По самому роду своей [с.98] деятельности ланиста должен был иметь дело
не только с официальными работорговцами (это сословие пользовалось в Риме
славой первостатейных плутов), но и с работорговцами-преступниками: пиратами,
которые, пока Помпей не очистил от них Средиземного моря, рассматривали
похищение людей как выгодное ремесло, и с разбойниками, которые со времени
гражданских войн и еще при Августе хватали по дорогам беззащитных путников и
продавали их как своих рабов. В этом темном преступном мире ланиста был своим
человеком, и это еще увеличивало отвращение к нему и к его деятельности.
Ланисты были двух категорий: оседлые и бродячие. Первые обзаводились
помещением, более или менее просторным, в зависимости от размаха своей
деятельности, и устраивали при нем контору по продаже и найму гладиаторов.
Именно таких Август выслал из Рима в голодный год, чтобы избавиться от лишних
ртов. Можно не сомневаться, что люди эти наживали неплохое состояние. Бродячие
|
|