|
толь жестокая, будет продолжаться. Одна
изсабинянок, Герсилия, была особенно красноречива в своих мольбах и упреках.
Остальные женщины, взволнованные, плачущие, прекрасные в своем
негодованиии отчаянии, смело преграждали путь сражающимся, и им удалось
остановитькровопролитие. Римляне и сабиняне заключили мир. Было принято
решение
осовместном правлении, войсками стали командовать Ромул и Тит Таций.
Сабиняне переселились в Рим. Таким образом удвоилось число жителей города,
патрициев и воинов в легионах. Женщины стали пользоваться особым
уважением- им уступали дорогу, никто не смел в их присутствии
говоритьнепристойности, привлекать их к суду по обвинению в убийстве. Дети
ихимели право носить на шее украшение-буллу. В честь женщин,
стольгероически положивших конец войне, был устроен особый праздник
-матроналии.
[* В память этого события Ромул построил храм
Юпитера-Статора(Останавливающего) на том самом месте, где римские воины,
остановившись,
отбросили сабинян.
] Оба царя, и Ромул и Тит Таций, почитали друг друга и правили в
полномсогласии. За время их совместного правления Рим значительно разросся,
одержав большое количество славных побед над соседними племенами. Ромул,
проявивший себя как выдающийся военачальник, занятые им города
неразрушал, а превращал их в римские поселения, отправляя туда на
жительствосвоих подданных. После смерти Тита Тация Ромул стал управлять
Римомединолично. Однако всевозраставшее могущество Ромула сделало его
гордынюнепереносимой не только для народа, но и для сенаторов, с мнением
которыхРомул перестал считаться. Когда в Альба-Лонге скончался его дед,
царьНумитор, Ромул, который должен был ему наследовать, предоставил ее
жителямправо самим распоряжаться своими делами и лишь ежегодно назначал
имнаместника. Тогда сенаторам Рима пришла в голову мысль, что они и
самимогут обойтись без единовластия царя. Кроме того, Ромул оскорбил их
своимсамоуправством, поделив между воинами земли, захваченные в войне
сэтрусками, не только не посоветовавшись с сенаторами, но и вообще без
ихведома. Это вызвало такое возмущение в сенате, что, когда Ромул внезапно
итаинственно исчез, народ стал волноваться и обвинять сенаторов в
убийствецаря. Поскольку исчезновение Ромула произошло во время бури,
налетевшейвнезапно, сопровождавшейся затмением солнца, глубокой тьмой и
грозовымираскатами, то один из сенаторов, ближайший друг Ромула, явившись на
форум,
перед всем народом и клятвенно заявил, что он на дороге встретил Ромула,
прекрасного, в блистающем вооружении, который объявил ему, что по
волебессмертных богов, долго прожив на земле и основав великий город, он,
Ромул, вновь вернулся на небеса и будет теперь милостивым к
римлянамбожеством Квирином, под покровительством которого Рим достигнет
небывалогомогущества[*].
[* С именем Ромула легенды связывали многие
достопримечательностиПалатинского холма. На одном из его склонов находился
грот,
осененныйсмоковницей, где укрывалась волчица, вскормившая своим молоком
младенцевРомула и Рема. Там же росло кизиловое дерево, чудесным образом
пустившеекорни из древка копья, брошенного могучей рукой Ромула с
Авентинскогохолма на Палатин. На самой вершине Палатина стояла хижина Ромула -
одна
изсамых значительных для римлян реликвий.
]
Нума Помпилий и нимфа
Эгерия
[Изложено по "Римской истории" Тита Ливия и
"Сравнительнымжизнеописаниям" Плутарха.
] Нума Помпилий, сабинянин, славившийся своими высокими
нравственнымидостоинствами, был избран вторым царем Рима всем народом.
Однако
егосогласие стать царем послы, прибывшие из Рима в город Куры, где жил Нума,
получили далеко не сразу. Нума, потеряв горячо любимую жену, дочь
царяТация, которая не поехала в Рим за отцом, а осталась жить в родном
городеи нашла счастье в браке с Нумой, в свою очередь, покинул город и
предпочелодинокую созерцательную жизнь под сенью священных рощ, на
берегахпрозрачного ручья. Нимфа этого источника, которую звали Эгерией,
полюбилаодинокого и прекрасного человека, искавшего покоя и мудрости в
общении
сприродой. Ее близость с Нумой сделала будущего римского царя еще
болеемудрым и человечным.
Нуме шел уже сороковой год, когда прибывшие из Рима послы
предложилиему римский трон. В присутствии своего отца и родственников он
отказался,
говоря, что не пристало ему, человеку, ставящему мир и
справедливостьпревыше всего, взять власть в государстве, которое живет
войнами
ираздорами и нуждается скорее в царе-полководце, нежели в наставнике,
учащем ненавидеть насилие и войны. Послы стали просить Нуму не
ввергатьнарод в новые несчастья междоусобных раздоров; к их мольбам
присоединилисьи его родственники, убеждавшие, что народ, пресыщенный
победами
итриумфами, сам утомле
|
|