|
том, кто он
иоткуда родом, Рем ответил откровенно. Он рассказал, что ранее они с
братомсчитали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Потом они узнали, что
ихвыкормила волчица своим молоком, что дятлы носили им пищу и бурная
рекапощадила беспомощных младенцев. Тогда братья поняли, что их появление
насвет связано с глубокой тайной, которую они разгадать не могут.
Внимаярассказу юноши, Нумитор заподозрил, что по возрасту, тайне, окружающей
ихпоявление на свет, чудесному спасению близнецы вполне могут быть
еговнуками, которых все считали погибшими и которых он оплакивал. Пока
Ремрассказывал свою историю Нумитору, проникавшемуся к рассказчику
всебольшей лаской и доверием, пастух Фаустул, услыхав, что Рем
захваченслугами царя, и опасаясь коварства Амулия, бросился за помощью к
Ромулу.
Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. Ромул,
собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. На пути
кАльба-Лонге из окрестностей города к нему стало присоединяться
местноенаселение, ненавидевшее алчного и вероломного царя Амулия,
жестокопритеснявшего своих подданных. Жители Альба-Лонги под
предводительствомРомула освободили Рема и свергли с престола Амулия. Он
был убит,
аНумитору вновь возвращен царский трон. Но ни Ромул, ни Рем не
пожелалиостаться в Альба-Лонге даже под благосклонным правлением своего деда.
Дляних нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Они хотели
основатьновый город и властвовать над теми, кого привели с собой, -
пастухами,
бродягами и рабами, видевшими в братьях-близнецах своих предводителей.
Даи жители города Альба-Лонги не захотели бы принять к себе как
равноправныхграждан весь тот пестрый сброд, который привел Ромул.
[* Согласно другим вариантам сказания о Ромуле и Реме, их мать
былазаключена в темницу или брошена в реку Тибр. Ее спас бог этой реки
Тиберини сделал Рею Сильвию своей супругой.
] Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они
быливыброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм -
колыбельвеликого города Рима). Однако сама мысль о постройке города сразу
жевызвала разногласия между столь дружными прежде братьями. Они
сталиспорить о том, откуда начинать постройку, чьим именем будет
называтьсязаложенный город и кто из них станет в нем царствовать. После
долгихпререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по
полетуптиц. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг
отдруга. Рем радостно вскрикнул - он первым увидел шесть коршунов,
медленнокруживших в ясном небе. Спустя мгновение мимо Ромула с
шумом,
сопровождаемым грозовыми раскатами, пролетело двенадцать коршунов.
Братьявновь стали спорить. Рем, которому первому явились вестники воли богов,
считал, что царем должен быть он. Ромул же, поскольку коршунов мимо
негопролетело вдвое больше, настаивал на том, что решение богов было
вынесенов его пользу. Оба брата были упрямы, и ни один не хотел уступить
другому.
Когда Ромул, желая настоять на своем, принялся копать ров, который
долженбыл очертить контуры будущего города, Рем, раздосадованный
упорствомбрата, начал издеваться над ним и, легко перескакивая через
ров
инасыпанный вал, с насмешкой приговаривал, что никогда не видел
стольмощных укреплений. Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева,
вскричал:"Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего
города!"
иобрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво.
Похоронив Рема, Ромул самым тщательным образом выполнил
предписанныйбогами обряд основания города. Прежде всего сам Ромул и его
спутникипрошли очищение священным огнем - каждый из них перепрыгнул через
пылающийкостер, чтобы с чистыми помыслами приступить к закладке города.
ЗатемРомул вырыл небольшую круглую яму, куда бросил комок земли, принесенный
имиз Альба-Лонги, где жили его предки. Точно так же поступили и
всеостальные. Это было сделано для того, чтобы для каждого поселенца земля,
на которой он собирался жить, стала родной почвой. Древние верили,
чтовместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие
их(своих манов). Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и
зажженжертвенный огонь. Так возник священный очаг нового города, его центр,
вокруг которого должны были быть воздвигнуты жилые дома. Вслед за
этимРомул провел священную борозду, очертившую границы города. Белый бык
ибелая корова, запряженные в плуг с медным сошником, направляемые Ромулом
водежде жреца с покрытой головой, медленно вели глубокую борозду. Вслед
заРомулом двигались его спутники, ревностно следя за тем, чтобы
комьявзрытой лемехом земли были отброшены внутрь проводимой черты.
Переступитьэту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец.
Такойпоступок почитался бы великим бесчестием, и, возможно, Рем поплатился
такжестоко именно потому, что совершил его. В тех местах, где должен
былнаходиться вход и выход из города, борозда прерывалась - так
обозначалос
|
|