Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Древнего Рима и Италии :: Казаков М.М. - ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В IV ВЕКЕ.
 [Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-
 
Казаков М.М.
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ 
В IV ВЕКЕ.
IV век в истории христианства был временем столь важных для судеб этой религии 
событий, что их значимость сравнима, пожалуй, лишь с самим Священным Писанием. 
В это время происходит широкое распространение христианства по всему римскому 
миру и за его пределами и христианизация всех сфер жизни общества, формирование 
церкви как особого общественного политического социального и экономического 
института и оформление христианской догмы, вершившей умами миллионов людей на 
протяжении последующих веков, закладываются основные формы союза церкви и 
государства, которые определяют перспективы политического развития Европы и 
Византии в эпоху средневековья и создается основа для политического господства 
церкви, наконец, IV столетие, как всякая переломная эпоха, представило 
человечеству целую плеяду выдающихся деятелей церкви – ее отцов, немеркнущий 
свет авторитета которых озаряет всю последующую историю христианства. 
Миланский эдикт 313 г. 
Основной вехой в истории античного христианства принято считать 313 г., когда 
Миланским эдиктом христианству было предоставлено право легального 
существования в Римской империи. Появление этого эдикта было обусловлено тем, 
что к началу IV в. сложились объективные предпосылки для союза христианства и 
Римской империи. Во-первых, система домината, создание которой началось с 
правления Диоклетиана (284-305), нуждалась в новой идеологической опоре, 
качественно отличной от язычества, которое, будучи связанным с полисными 
ценностями, исторически изжило себя. Во-вторых, несмотря на репрессивную 
политику властей по отношению к христианству, популярность этой религии 
продолжала расти, а, следовательно, росла и опасность оппозиции внутри 
государства. В-третьих, социальный состав христиан и социальная доктрина 
христианства претерпели в течение трех веков существенные изменения, что сулило 
государственной власти приобрести в новой религии ценного союзника. В-четвертых,
 христианство располагало мощной организацией – церковью, которая могла стать 
для домината как бы дополнительным звеном управления параллельно бюрократии, 
деятельность которой не распространялась на духовные и идеологические сферы 
жизни. В-пятых, сама церковь испытывала острую потребность в легализации, так 
как в связи с распространением христианства расширение и укрепление 
материальной базы все труднее было осуществлять в условиях гонений. 
Миланский эдикт 313 г., изданный Константином и Лицинием и развивавший 
постановление Галерия, изданное двумя годами ранее, давал христианам право 
открыто отправлять свой культ и владеть имуществом, возвращал конфискованное во 
время гонений имущество и запретил привлекать христиан к участию в общественных 
языческих жертвоприношениях. 
Религиозная политика Константина 
В период своего правления Константин (305-337) продолжил политику, начатую 
Миланским эдиктом. Эту политику нередко именуют звучным словом “революция” и 
резко противопоставляют религиозной политике Диоклетиана, проводившего самые 
крупномасштабные гонения на христиан. Однако сущность религиозной политики 
обоих творцов домината, несмотря на противоположное отношение к христианам, 
была одинаковой: и Диоклетиан, и Константин искали идеологическую опору новой 
государственной системе. Но, если Диоклетиан в этих поисках оказался 
консерватором, ибо он попытался приспособить для новой системы старую религию, 
то Константин пошел действительно революционным путем, заключая союз с ранее 
гонимой религией. С точки зрения последующей роли христианства во всемирной 
истории эпоха Константина действительно была в определенном смысле 
революционной, так как положение христианства изменилось кардинальным образом и 
открылись все перспективы для дальнейшего распространения этой религии и роста 
могущества церкви. Вместе с тем, меры Константина явились лишь отправной точкой 
тех процессов, которые продолжались на протяжении всего IV в. и получили более 
или менее законченное оформление уже в правление Феодосия, который, как и 
Константин, был удостоен церковью почетного титула Великий. 
Политика Константина по отношению к христианству отвечала потребностям времени, 
способствовала консолидации общества и укреплению системы домината, и в целом 
оказалась эффективной, но сам император был не во всем до конца 
последовательным. Одним из первых актов, последовавших за легализацией 
христианства, было освобождение христианских клириков от муниципальных 
повинностей, хотя, исходя из финансовых соображений, Константин запретил 
переход в клир куриалам, обладавшим большим состоянием. Церковь была 
освобождена от налога на недвижимое имущество, хотя этот закон пока не 
распространялся на церковные земли. Церкви было предоставлено право отпуска 
рабов на волю, хотя это можно было сделать только с доброй воли хозяина и при 
свидетелях. Церкви была дана судебная власть, хотя она распространялась только 
на гражданские иски. Христианские храмы получили право убежища, хотя таким же 
правом на протяжении веков уже пользовались языческие святыни. Самой 
значительной мерой Константина в пользу христианства стало распоряжение отом, 
чтобы сбор с определенной части податной земли каждого города отдавался местным 
церквам, что явилось очень существенным вкладом в формирование экономического 
могущества церкви. 
Оказывая покровительство христианству, Константин всю свою жизнь формально 
оставался язычником и принял крещение лишь перед смертью. За время своего 
правления он не сделал ничего, что могло бы серьезно пошатнуть положение 
язычества. Он носил титул великого понтифика, являясь, таким образом, главой 
всего жреческого сословия, при нем сохранялся культ императора, к которому был 
присоединен культ его рода, его монеты сохраняли осторожную двусмысленность, 
к
 
 [Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-