|
Резкое ограничение завоевательной политики дало возможность Августу развернуть
широкое строительство как в Риме, так и в других городах. Он украсил Рим
многими великолепными зданиями, отделанными мрамором, и создал новую площадь –
форум Августа – главным композиционным элементом которого был роскошный храм
Марса Мстителя, это должно было напоминать об Августе как о мстителе за
убийство Юлия Цезаря. Гигантские беломраморные колонны этого храма сохранились
до нашего времени.
Республиканский Рим обладал скромной внешностью; Август начал превращать его в
блистательный город и считал своей заслугой, что «получил Рим кирпичным, а
оставил его мраморным» (Свет. Авг. 28).
Август стремился привлечь к себе симпатии общественного настроения. Через
своего друга Мецената он оказывал покровительство поэтам и заботился о том,
чтобы в своих произведениях они проводили идеи, угодные ему. Хотя Август не
разрешил построить в Риме храм в свою честь, он был очень доволен тем, что
Вергилий в своей фундаментальной поэме Энеида фактически обожествил его.
Вергилий умер, не закончив Энеиду, и завещал ее уничтожить; очевидно, он был
недоволен своим главным произведением. Но Август не выполнил его последнюю волю,
напротив, он приказал Друзьям поэта доработать Энеиду и опубликовать ее как
можно быстрее.
Внешне Август старался держаться скромно и достойно и как будто Даже пытался
вернуть развращенный роскошью Рим к строгим нравам древней республики. Август
издал законы, чтобы укрепить семью и обуздать роскошь и разврат. Однако по
жестокой закономерности судьбы ему пришлось применить эти карающие законы к
членам своей семьи, ибо его лицемерие, расчетливость и бессердечие пагубным
образом сказались на нравственном облике его детей и внуков.
Сам Август в личной жизни далеко не всегда был безупречен. Он дважды женился из
политических соображений, а третью свою жену Ливию попросту отобрал у ее мужа,
хотя она имела сына и ждала второго ребенка. Август имел много любовниц, и даже
его друзья не отрицали того, что он соблазнял чужих жен; они оправдывали его
тем, что делал он это якобы не по склонности к сладострастию, а из желания
через женщин узнать мысли их мужей, любовников, родных и знакомых.
Со времени Августа в Риме появились профессиональные доносчики. Правда, Август
умел сдерживать их рвение и относился спокойно к тому, кто отзывался о нем
нелестно. Однажды он так ответил своему приемному сыну Тиберию: «Не поддавайся
порывам юности, милый Тиберий, и не слишком возмущайся, если кто-либо обо мне
говорит плохо: достаточно и того, что никто не может мне сделать ничего
плохого» (Свет. Авг. 51). Могучий повелитель Римской империи любил щеголять
своей скромностью. В начале II в. Светоний писал: «В простоте его обстановки и
утвари можно убедиться и теперь по сохранившимся столам и ложам, которые вряд
ли удовлетворили бы и простого обывателя. Даже спал он, говорят, на постели
низкой и жесткой. Одежду носил только домашнего изготовления, сотканную сестрой,
женой, дочерью или внучками; тогу носил ни узкую, ни пышную с каймой ни
широкой, ни узкой, а обувь подбивал толстыми подошвами, чтобы казаться выше.
Что касается пищи, то ел он очень мало и неприхотливо. Вина по натуре своей он
пил очень мало» (Свет. Авг. 73, 76, 77).
Государственный порядок, заведенный Августом, оказался устойчивым. Сам Август
благополучно царствовал до самой смерти. Хотя от природы было у него слабое
здоровье, он дожил почти до 76 лет и скончался 19 августа 14 года. Смерть его
была легкая и быстрая.
«Перед смертью он спросил окружавших его друзей, хорошо ли он сыграл комедию
жизни. И произнес заключительные строки:
Коль хорошо сыграли мы, похлопайте И проводите добрым нас напутствием». (Свет.
Авг. 99)
Август похоронен в Риме в огромном круглом мавзолее, руины которого сохранились
до нашего времени. После смерти он был официально причислен к богам. Античная
традиция считала божественного Августа самым счастливым из всех римских
императоров.
Октавия Младшая
Октавия Младшая была родной старшей сестрой Октавиана Августа. Она называлась
младшей в отличие от ее сводной сестры Октавии Старшей (у римлян не было личных
женских имен, и женщины носили имя рода, к которому принадлежали; поэтому все
женщины рода Октавиев назывались Октавиями, все женщины рода Юлиев были Юлиями
и т. д.; иногда имя женщины могло быть образовано от третьего имени ее отца).
Октавиан Август очень хорошо относился к Октавии Младшей, которая, как пишет
Плутарх, «была настоящим чудом среди женщин» (Плут. Ант. XXXI).
|
|