|
иболее удобно проследить на примере эволюции обще-
ственного строя и государственных учреждений Рима.
ГОсяовными классами раннеримского общества были патриции,
плебеи и рабы^ которые одновременно были и сословиями, т.е. они
различались друг от друга не только наличием или отсутствием соб-
ственности на средства производства, но и различными юридиче-
скими правами: 7 всей полнотой прав обладали патриции, плебеи
пользовались меньшими правами, а рабы были полностью лишены
каких-либо пра^<Известно, - писал Ленин, - что в рабском и фео-
дальном обществе различие классов фиксировалось и в сословном
делении населения, сопровождалось установлением особого юриди-
ческого места в государстве для каждого класса. Поэтому классы
рабского и феодального (а также и крепостного) общества были
также и особыми сословиями> '.
Рабы. В у1-III вв. до н.э. рабский труд проникает в различные
отрасли производственной деятельности в Риме - рабы обрабаты-
вают поля, трудятся в ремесленных мастерских, в домашнем хозяй-
стве. В рабов обращали военнопленных, рабами становились кабаль-
ные должники, существовало и домашнее рабство. ^Запрещение дол-
гового рабства в Риме в 326 г. до н.э. сделало порабощение плен-
ных основным источником пополнения класса рабов.
Раннерабовладельческие отношения называют патриархальным
рабством и отличают их от развитого классического рабства. При
патриархальном рабстве производство направлено на создание не
товаров, а лишь средств существования рабовладельцев, господствует
натуральное хозяйство, а товарное производство находится в зача-
точном состоянии. Поскольку связи с рынком слабые, а необходи-
мость в прибавочном труде раба ограничена потребностями рабо-
владельца и его семьи, то эксплуатация раба не достигала крайних
пределов. ^Несмотря на использование рабов в разных отраслях про-
изводства, их было еще мало, они еще не стали основными произво-
дителями. Рядом с рабами трудились свободные.^ Зачастую бок о
бок с рабом трудился и сам хозяин и его дети.
PРаб еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сох^мммись
некоторые (хотя и самые минимальные) права человеческой лично-
сти. Раба не включали в инвентарь имения, рабы отвечали за неко-
торые поступки перед судом (в более поздний период его наказы-
вал хозяин), могли выступать поручителями и быть усыновленными.
Рабы имели право участвовать в некоторых религиозных культах
и празднествах. Согласно религиозным представлениям, рабам
предоставлялся отдых в праздники, а слишком жестокое обращение
с рабами, напрасное пролитие крови признавалось неугодным богам. ^
Грань между свободой и рабским состоянием не была резко^
она смягчалась и затушевывалась существованием переходных от
рабства к свободе разных категорий зависимости: клиентской связи,
домашнего рабства, кабального должничества.
Самым бесправным и низким было положение рабов - военно-
пленных, поскольку рабовладельца не связывали с ними ни племен-
ные, ни родственные, ни религиозные, ни какие-либо другие отноше-
ния^ Поэтому и классовые противоречия рабов и рабовладельцев не
обнажились, были еще скрыты, тесно переплетались с социальными
антагонизмами других зависимых прослоек^ населения: обедневших
плебеев, кабальных должников, клиентов.
От периода VI-III вв. до н.э. не дошло известий о массовых
восстаниях рабов; они еще не выступали самостоятельно, а вели
борьбу в скрытых формах (бегство, порча орудий) или принимали
активное участие в волнениях полусвободных и разоряющихся слоев
населения. Так, в Риме рабы принимали участие в захвате Аппием
Гердонием, стремившемся к восстановлению царской власти, кре-
пости Капитолия в 460 г. до н.э., в волнениях должников в начале
IV в. до н.э., в массовом народном движении 342 г. до н.э.
^Клиенты. В раннеримском обществе многочисленной прослойкой
были клиенты-несостоятельные и политически бесправные люди.
Клиентами могли быть или отпущенные на волю рабы или пересе-
лившиеся в Рим иноплеменники^ которые были вынуждены искать
защиту и покровительство у патрициев и поступали под их патро-
нат. Клиенты вступали как бы в родовую организацию патрициев
на прарах зависимых членов, получали родовое имя своих покрови-
телей. ^На них накладывались обязанности работать на землях пат-
ронов и выполнять различные повинности: сопровождать своего пат-
рона в походе, на выходах в город. Имущество клиента, если он не
оставлял завещания, после его смерти наследовалось патроном.
В случае неповиновения патрону клиента по решению суда могли
обратить в рабство.; В свою очередь, патрон был обязан защищать
клиента от притеснений других знатных лиц, представлял его инте-
ресы в суде. Клиенты, входившие в род своих патронов, связанные
с ними различными, в том числе религиозными, обязательствами
были отделены от плебеев и в социальной борьбе, происходившей
в Риме в V-IV вв. до н.э. Но ослабление родовых связей в патри-
цианских родах и развитие рабовладельческих отношений посте-
пенно изменяло положение клиентов
|
|