|
Светоний Транквилл Гай
Жизнь двенадцати цезарей
Аннотация: Когда Светоний около 120 г. н. э. опубликовал наиболее известную из
своих книг – «Жизнь двенадцати цезарей», римская империя существовала уже
полтора века. Окончились длившиеся почти двадцать лет гражданские войны,
окончилась и эпоха римской республики.
Светоний не был ни глубоким мыслителем, ни гениальным художником. Но он был
достаточно чуток, чтобы уловить требования своего времени, и достаточно умен и
смел, чтобы найти для своего отклика лучшую из всех возможных форм. Поэтому его
книга в равной мере осталась ценнейшим литературным памятником как для эпохи,
описываемой в ней, так и для эпохи писавшего.
---------------------------------------------
Книга первая
БОЖЕСТВЕННЫЙ ЮЛИЙ
[...]
1. На шестнадцатом году [1] он потерял отца. Год спустя, уже назначенный
жрецом Юпитера, он расторг помолвку с Коссуцией, девушкой из всаднического, но
очень богатого семейства, с которой его обручили еще подростком, – и женился на
Корнелии, дочери того Цинны, который четыре раза был консулом. Вскоре она
родила ему дочь Юлию. Диктатор Сулла никакими средствами не мог добиться, чтобы
он развелся с нею (2) Поэтому, лишенный и жреческого сана, и жениного приданого,
и родового наследства, он был причислен к противникам диктатора и даже
вынужден скрываться [2] . Несмотря на мучившую его перемежающуюся лихорадку, он
должен был почти каждую ночь менять убежище, откупаясь деньгами от сыщиков,
пока, наконец, не добился себе помилования с помощью девственных весталок [3] и
своих родственников и свойственников – Мамерка Эмилия и Аврелия Котты. (3)
Сулла долго отвечал отказами на просьбы своих преданных и видных приверженцев,
а те настаивали и упорствовали; наконец, как известно, Сулла сдался, но
воскликнул, повинуясь то ли божественному внушению, то ли собственному чутью:
«Ваша победа, получайте его! но знайте: тот, о чьем спасении вы так стараетесь,
когда-нибудь станет погибелью для дела оптиматов, которое мы с вами отстаивали:
в одном Цезаре таится много Мариев!»
2. Военную службу он начал в Азии, в свите претора Марка Терма. Отправленный
им в Вифинию, чтобы привести флот, он надолго задержался у Никомеда [4] . Тогда
и пошел слух, что царь растлил его чистоту; а он усугубил этот слух тем, что
через несколько дней опять поехал и Вифинию под предлогом взыскания долга,
причитавшегося одному его клиенту-вольноотпущеннику. Дальнейшая служба принесла
ему больше славы, и при взятии Митилен [5] он получил от Терма в награду
дубовый венок [6] .
3. Он служил и в Киликии при Сервилии Исаврике, но недолго: когда пришла весть
о кончине Суллы, и явилась надежда на новую смуту, которую затевал Марк Лепид,
он поспешно вернулся в Рим. Однако от сообщества с Лепидом он отказался, хотя
тот и прельщал его большими выгодами. Его разочаровал как вождь, так и самое
предприятие, которое обернулось хуже, чем он думал.
4. Когда мятеж был подавлен, он привлек к суду по обвинению в вымогательстве
Корнелия Долабеллу, консуляра и триумфатора [7] ; но подсудимый был оправдан.
Тогда он решил уехать на Родос, чтобы скрыться от недругов и чтобы
воспользоваться досугом и отдыхом для занятий с Аполлонием Молоном, знаменитым
в то время учителем красноречия [8] . Во время этого переезда, уже в зимнюю
пору, он возле острова Фармакуссы [9] попался в руки пиратам, и к великому
своему негодованию оставался у них в плену около сорока дней. При нем были
только врач и двое служителей: (2) остальных спутников и рабов он сразу
разослал за деньгами для выкупа. Но когда, наконец, он выплатил пиратам
пятьдесят талантов [10] и был высажен на берег, то без промедления собрал флот,
погнался за ними по пятам, захватил их и казнил той самой казнью, какой не раз,
шутя, им грозил. Окрестные области опустошал в это время Митридат; чтобы не
показаться безучастным к бедствиям союзников, Цезарь покинул Родос, цель своей
поездки, переправился в Азию, собрал вспомогательный отряд и выгнал из
провинции царского военачальника, удержав этим в повиновении колеблющиеся и
нерешительные общины.
5. Первой его должностью по возвращении в Рим была должность войскового
трибуна [11] , присужденная ему народным голосованием. Здесь он деятельно
помогал восстановлению власти народных трибунов, урезанной при Сулле. Кроме
того, он воспользовался постановлением Плотия, чтобы вернуть в Рим Луция Цинну,
брата своей жены, и всех, кто вместе с ним во время гражданской войны примкнул
к Лепиду, а после смерти Лепида бежал к Серторию; и он сам произнес об этом
речь.
6. В бытность квестором он похоронил свою тетку Юлию и жену Корнелию,
произнеся над ними, по обычаю, похвальные речи [12] с ростральной трибуны. В
речи над Юлией он, между прочим, так говорит о предках ее и своего отца: «Род
моей тетки Юлии восходит по матери к царям, по отцу же к бессмертным богам: ибо
|
|