|
знатного человека было невероятно трудно.
Если это в виде исключения удавалось (ярким примером служил Цицерон),
счастливец получал право оставить потомкам свое почетное восковое изображение,
служившее символом принадлежности к высшему сословию.
Вторым сословием в Римском государстве являлось всадничество (характерный
признак — золотое кольцо и туника с узкой красной полосой). Принадлежность к
нему определялась имуществом и доходом в 400 тысяч сестерциев. В отличие от
сенаторов, бывших крупными землевладельцами, всадники занимались торговлей,
ростовщичеством, содержали ремесленные мастерские, участвовали в откупных
компаниях. К этому кругу принадлежала значительная часть командного состава
римской армии.
Третье сословие составлял плебс. Он делился на три подгруппы: горожан и
крестьян; люмпен-пролетариев — свободных граждан, совсем не занятых в
производстве и живущих за счет общества (в 50—40 годах их было 300 тысяч
человек); Цицерон говорил, что они непрерывно «пополняются из массы рабов,
поденщиков, злодеев и бедняков»; вольноотпущенников — бывших рабов, получивших
от своих господ личную свободу. Две последние категории не пользовались
особенным уважением. Цицерон пренебрежительно говорит о них как о «жалком и
тощем простонародье», «отбросах города».
Четвертым сословием являлись «новые граждане» — вновь появившаяся социальная
группировка. Верхушка италиков — муниципальная знать (частично и провинциальная
из Цизальпинской Галлии, Испании и пр.) постоянно увеличивалась и, вступая в
браки, сливалась с нобилитетом и всадничеством. Рядовая масса италиков, в свою
очередь, непрерывно пополняла ряды римского плебса.
Господствующий класс Римской республики состоял из сословий сенатского и
всаднического, муниципальной и провинциальной знати, имевшей римские
гражданские права. Именно они получали все выгоды от эксплуатации рабов,
собственных бедных граждан, от грабежа провинций, от частых внешних войн.
Рабы, находившиеся вне римских сословий и не имевшие никаких формальных прав
(ни гражданских, ни политических), представляли в целом в отношении свободных
граждан класс-антагонист. Их численность, как и образовательный потенциал,
быстро возрастала. И неудивительно! Фабий Максим, захватив Тарент, превратил в
рабов 30 тысяч свободных граждан этого влиятельного и богатого города (209 г.
до н.э.); консул Эмилий Павел, разгромив города Эпира, то же проделал со 150
тысячами свободных эпиротов, Сципион Эмилиан, разрушив могущественный Карфаген,
обратил в рабов оставшихся в живых жителей!.. Эти люди — прежде свободные —
очутившись в рабстве, естественно, старались освободиться. Если им не удавалось
добиться свободы легальным путем, они становились источником всякого рода
интриг и мятежей.
Рабы (обычная цена их — 400—500 денариев) делились на определенные разряды; 1)
государственные рабы (служители при магистратах, военачальниках, храмах, были
писцами, тюремщиками, палачами; их, впрочем, было сравнительно немного); 2)
рабы частных лиц; а) привилегированная часть — городская фамилия (домашняя
прислуга, чтецы, ораторы, философы, грамматики, архитекторы, секретари,
библиотекари, стенографы, комедиографы, актеры и пр.); б) рабы, занятые
производительным трудом (ремесленники); в) сельская фамилия (работали в
сельском хозяйстве и подвергались тяжелой эксплуатации); г) категория
осужденных рабов (работали в рудниках, каменоломнях, в оковах на полях,
находились в гладиаторских школах и казармах).
По некоторым расчетам, в Италии в эпоху Спартака было 8 миллионов полноправных
свободных граждан, 2 миллиона отпущенников и 4 миллиона рабов. Кроме того, была
еще значительная прослойка иностранцев. Все эти люди находились в состоянии
конкуренции друг с другом. Историк Аппиан, отмечая порчу гражданских нравов
(писал он о римлянах 44 г. до н.э., но подобное положение было свойственно и
более раннему периоду), замечал: «Исконный римский народ перемешался с
иностранцами, вольноотпущенник стал равноправным гражданином, и у раба был тот
же вид, что и у господина; ибо, если исключить сенаторскую одежду, все прочее
облачение было у них и у рабов одинаково. Кроме того, обычай, имевший место
только в Риме, — публичные раздачи хлеба неимущим, — привлекал в Рим
бездельников, попрошаек и плутов из всей Италии».
II
Закончилась Первая война понтийского царя Митридата с Римом. Побежденный царь
очистил занятые территории и возвратился в Понт, отеческое владение, обязавшись
выполнить все условия заключенного в Дардане мира (осень 85 г. до н. э.).
Сулла, крупнейший полководец сената, с войском вернулся в Италию (83 г. до н.э.
), победил марианцев, лишил их гражданских прав, имущества, а многих и жизни,
стал диктатором (конец 82 г.) [2] . Он заставил побежденную Азию и Грецию с
избытком возместить Италии потери, понесенные в ужасной междоусобной войне.
В результате возобновившихся торговых операций на острове Делос Италию вновь
наполнили сотни тысяч рабов самых различных профессий: земледельцы, кузнецы,
чеканщики, красильщики, парфюмеры, повара, скульпторы, живописцы, музыканты,
грамматики
|
|