|
еступление), многочисленные
иностранцы, прибывшие в Рим в поисках справедливости, в надежде на заработок
или карьеру, — все они обивали пороги домов знати в поисках помощи и защиты. В
часы обеда они толпились около продавцов, у которых от корзин с припасами
неслись соблазнительные запахи. Каждый спешил к ним со своей посудой. Получив
порцию, он тут же в стороне жадно поедал купленное.
А в дешевых тавернах под скверными вывесками на окраинах города, куда не смел
являться без сопровождения ни один человек состоятельный, так как могли убить и
ограбить, куда трудно было попасть, двигаясь в полной темноте (если не
сопровождал раб с факелом или бронзовой лампой впереди, так как легко было
угодить в яму, полную грязи и воды), собирались завсегдатаи этих мрачных и
убогих заведений: могильщики, бродяги и попрошайки, жившие под мостом,
грабители и воры. Последние находились в непрерывных столкновениях с законом и
городской стражей, безуспешно подстерегавшей их у Помптинских болот или в
Галинарском лесу близ Кум, в то время как они сбегались в Рим и ночами рыскали
здесь в поисках поживы. Сюда же, в таверны окраин, приходили безработные
философы, риторы и грамматики, не имевшие ни знатных покровителей, ни имущества,
жрецы Кибелы, отставные атлеты и гладиаторы, искалеченные кулачные бойцы и
цирковые наездники, разоренные и опустившиеся ветераны, не имевшие ни гроша за
душой, но полные воспоминаний о сладкой жизни в течение 10 лет за счет добычи,
полученной в войне с Митридатом и в проскрипциях. Все они приходили сюда, чтобы
отвлечься от тяжелых дум за игрой в кости, согреться за стаканчиком вина,
поговорить о своих бедах и надеждах, а также перемыть косточки «проклятым
богачам, грабителям и угнетателям бедных людей».
Впрочем, жизнь обитателей Рима состояла не из одних темных моментов. Пышные
храмы были полны молящихся. По улицам в разных направлениях шествовали
религиозные процессии в честь различных богов. Цирк, как обычно, собирал на
представления большие толпы, находившиеся здесь с утра до захода солнца.
Сенаторы, перемешанные с всадниками и простым пародом, учтиво держали зонтики
над своими дамами, защищая их от дождя и солнца. Простой народ жадно глазел на
удивительные наряды и красоту молодых знатных женщин, перебрасывался
двусмысленными шутками и с удовольствием поедал пирожки с сыром, сосиски,
свиное мясо, пил мед, сладкое и кипяченое вино. Для сотен тысяч людей
различного звания цирк являлся любимым зрелищем, предлагавшим бега колесниц,
кулачных бойцов, скороходов, борцов. Здесь устраивались примерные сражения и
парады. В амфитеатрах, как и прежде, давали бои гладиаторов. В театре народ
угощали грубоватыми фарсами, комедией и драмой. Комедии (ателланы) изображали
деревенскую жизнь, жизнь рыбаков, дровосеков, горшечников, сукновалов,
виноградарей, воинов. Все они были переполнены грубоватыми остротами, нередко
непристойными, а также политическими намеками и прямыми выпадами. Их встречали
дружными аплодисментами. Фарсы или мимы (шутовские комедии) представляли из
себя совокупность бытовых, часто любовных, сцен из реальной жизни. Отличались
они простонародными выражениями и величайшей непристойностью. Женские роли
исполнялись мужчинами. Действующие лица, наряженные арлекинами, часто пускались
в пляс. Дурачка, главного героя, щедро награждали пощечинами и ударами. В
трагедиях, трактовавших мифологические сюжеты, выпускали на сцену колесницы,
зверей из других стран, что очень нравилось зрителям. Популярны были пантомимы
(театр одного актера и хора, разъяснявшего ход действия). Содержание их также
отличалось двусмысленностями и крайней непристойностью.
Все эти спектакли живо откликались также и на перипетии войны с рабами.
Зрители громким смехом встречали выпады комиков против восставших и их вождя:
Безумный, безумный Спартак!..
Он вздумал Рим победить,
Тот самый, что не сумел сломить
Даже и сам Ганнибал!..
Наиболее экспансивные из зрителей, демонстрируя патриотические чувства,
вскакивали с мест и, потрясая кулаками, громко кричали:
— На крест варвара!.. На крест гнусного фракийца!.. Мы ему покажем!..
III
В начале августа, когда на полях стоял зрелый хлеб, Вариний решил начать
военные действия. Правда, армия далеко не была полностью укомплектована и
моральный дух ее заставлял желать много лучшего. При отлучках полководца по
делам молодые воины совершали из лагеря частые побеги; их удавалось вернуть
(далеко не всегда), лишь угрожая самыми свирепыми репрессиями. К этому
прибавлялись пересуды солдат о дерзких речах Макра, призывавшего их не браться
за оружие. Раздраженный всем этим и шедшими из Рима слухами о внутренних спорах
и дрязгах, П. Вариний отправил в Рим своего квестора Торания, поручив ему
узнать, что же там происходит, и потребовать от сената, чтобы Макру, вольному
или невольному союзнику повстанцев, заткнули глотку.
Сам Вариний тем временем (хотя Коссиний и Фурий с подкреплениями еще не
соединились с ним) по Аппиевой дороге двинулся на юг, в Кампанию, намереваясь
без дальнейших оттяжек напасть на Спартака.
А последний с огромной энергией занимался формированием своих частей. Он
создал уже тяжелую легионную пехоту, отряды легковооруженных, усиленно вооружал
и обучал их.
В результате ежедневных тренировок повстанцы быстро привыкли по военному
обычаю строить лагерь, выставлять посты, караулы, сражаться в строю и выполнять
другие воинские обязанности.
С каждым днем число желающих вступить в армию Спартака росло. Верховный вождь
тщательно сортировал людей. Он выбирал наиболее крепких и мужественных на вид,
по профессии кузнецов, землекопов, охотников, виноградарей, гончаров,
кожевников, тележников, плотников, рыбаков, пастухов, архитекторов, инженеров,
грамматиков и т. п. Грамотности в своем войске Спартак придавал огромное
значение, и тут ему помогла сама придирчивость рабовладельцев, с которой
|
|