Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Древнего Рима и Италии :: Валентин Лесков - СПАРТАК
<<-[Весь Текст]
Страница: из 143
 <<-
 
окал — банщик и т.д.
 Эти и другие имена (иногда, впрочем, удерживалось и старое имя) давались рабам 
по личным качествам, по функциональному назначению, по стране, откуда их 
доставили, по имени купца, у которого они были куплены, или нового господина, 
по требованию моды дня, по названиям различных животных (медведь, волк и пр.). 
[7] 
 От постоянного и тесного общения с многочисленными группами рабов из разных 
стран у римлян постепенно выработалось вполне определенное мнение о них. Так, 
они считали рабов с Крита лгунами, из Сирии — понятливыми и выносливыми, из 
Малой Азии — угодливыми и развращенными, из Греции — красивыми, пригодными для 
всех видов интеллектуальных работ, из Далмации — свирепыми, из Фракии, Галлии и 
Германии — воинственными, неустрашимыми, хорошими пастухами, из Испании — 
исключительно свободолюбивыми и склонными к опасным авантюрам.
 Отношение господ к провинившимся рабам в период республики, как и империи, 
было самым различным. Наиболее суровые придерживались пословицы: «Битый фригиец 
становится лучше!» — и не колеблясь пороли неугодивших плетьми. Гуманные 
владельцы предпочитали избегать подобных методов, но их личный пример на 
жестоких господ не действовал.
 Сами рабы хорошо сознавали несправедливость существующего положения. В конце 3 
века до н.э. в комедии Плавта «Амфитрион» раб царя Сосия высказывается в 
следующем духе:



   Тяжело у знатного рабом служить,
   А того тяжелей служить богачу!
   Беспрерывная работа день и ночь — все мало!
   Делай то! Слушай то-то! Нет тебе покоя.
   Сам же господин — богат он, а труда не знает;
   Что на ум взбредет ему, все, думает, возможно!
   Так и надо! А не взвесит, сколько там работы!
   Верен ли приказ, не верен — он не поразмыслит,
   Неправда великая в рабстве таится,
   Ярмо это с тяжким трудом переносишь.



 Рабы яростно и всеми способами сопротивлялись хозяевам-угнетателям, стараясь 
досадить им и причинить ущерб: отдавали на сторону волов, мучили их работой и 
побоями, плохо кормили скот, дурно пахали, расходовали больше семян, чем 
следовало, нехотя ухаживали за посевами, на току во время молотьбы старались 
уменьшать количество зерна, часть его украсть или дать возможность похитить 
другим, вели неправильный счет ссыпанному и пр. Часты были убийства жестоких 
хозяев. Сенека говорил: «Вспомните примеры погибших в расставленных им дома 
сетях, благодаря открытому нападению или благодаря обману, и вы убедитесь в том,
 что не меньшее число их (господ) погибло от мстительности рабов, чем стало 
жертвами тиранов». Не менее часты были самоубийства и побеги рабов, не желавших 
дальше выносить жестокость хозяев. Но у беглеца имелось мало шансов на успех. 
Он не мог найти себе убежища в храмах, как в Греции (они такого права не 
давали); его энергично ловили — в Риме существовала специальная профессия 
фугитивариев («ловцы беглых»).
 Общественные законы и обычай римлян в отношении беглых рабов были суровы: кто 
скрывает беглого раба — вилик, плебей или знатное лицо (такие люди, проникнутые 
передовыми философскими идеями, уже и тогда все-таки существовали!), — вор, он 
подлежит наказанию и штрафу. Подвергался штрафу и тот, кто «портил раба», то 
есть убеждал его совершить беззаконие (кражу, запутывание имущественных дел 
своего хозяина), побег, чтобы он сделался бродягой, предался чародейству, как 
можно больше времени тратил на зрелища или стал мятежником.
 Наместники провинций, солдаты преторских когорт обязывались помогать господам 
искать беглых рабов, возвращать найденных, приводя их в общественное место для 
сдачи муниципальным магистратам, префекту стражников или обслуживающему 
персоналу.
 За неповиновение господам, попытки к бегству и мятежу рабов пороли, заключали 
в эргастулы, налагали на них оковы. Особо упорных беглецов клеймили или 
надевали им на шею обруч с надписью: «Лови меня, я — беглый». Нередко — для 
вразумления! — их отправляли на работу в рудники. Таких заключенных в рудниках 
бывало повсюду много. Только в одной Испании на серебряных рудниках (область 
Нового Карфагена) трудилось 40 тысяч рабов.
 Рабовладельцы очень хорошо знали о повседневном тайном сопротивлении рабов и 
старались его предупредить, подкупая часть рабов различными привилегиями, 
обещаниями, отделяя от остальных рабов наиболее опасных (они работали чаще 
всего на виноградниках, закованными в кандалы, под бдительным присмотром, ночь 
проводили в эргастулах; рабовладельцы заведомо рассматривали их всех как 
«негодяев» и «пройдох»). Этому роду рабов приходилось особенно тяжело. Тем не 
менее сидевшие в эргастулах не теряли бодрости духа и часто оставляли на стенах 
своей тюрьмы оптимистические надписи вроде: «Я дал обет, когда выйду отсюда, 
выпить все вино в доме». И это не было пустой похвальбой! Основная масса рабов 
самими условиями существования, прижимистостью и скупостью хозяев толкалась на 
воровство. Сенека выражал, разумеется, точку зрения господ, когда говорил (и в 
словах его чувствуется прямо-таки классовая неприязнь!): «Сколько голодных 
зверей, прожорливость которых надо удовлетворить! Сколько расх
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 143
 <<-