|
войной на племена эфиров и флегийцев, заставляя их воевать между собой,
попеременно даруя им победу.
Племен во Фракии много: агриане, асты, бессы, бисалты, киклопы, киконы, мисы,
одриссы, пеоны, сатры…всех не перечислишь! Живущие за Петром геты тоже фракийцы.
Фракийцами являются и македоняне, живущие в Македонии. Даже герои скифы в
наших сказаниях также признаются фракийцами!
Равнинная Фракия — богатая сельскохозяйственная и ремесленная страна, край
замечательных городов. На полях обильные хлеба — пшеница, ячмень, рожь, просо.
А каких только фруктов нет на нашей земле! Черные смоквы, кажется, сочатся
сладчайшим соком, груши и яблоки с алым румянцем. Сорванные с деревьев и
сложенные кучей, они золотятся на солнце и дивно пахнут. Известны нам также и
сливы, вишня, орех, шелковица, айва. Знаем мы и маслину. А чудесный виноград —
можно ли забыть о нем?! Увидев огромные кисти, от радости поцелуешь каждую
виноградину, вспомнишь с благодарностью владыку Диониса, покровителя
виноградарства и виноделия!
— О, Дионис! — горячо воскликнул фракиец Милет. — Каких только историй не
рассказывают о нем!
— Да! — согласился Спартак. — В Европе и Азии Дионис очень древний бог. Еще до
Троянской войны знали его троянцы. Гефест в качестве друга сделал прекрасное
изображение нового бога, положил его в дивный ларец собственной работы и вручил
Зевсу. Громовержец из расположения подарил ларец сыну своему — царю Дардану (он
стал родоначальником троянцев) с повелением не показывать посторонним. «Тот,
кто увидит изображение Диониса, сойдет с ума!» — предупредил он. Из поколения в
поколение чудесный ларец бога Гефеста передавался старшему в роде. Наконец он
попал в руки Энея. Когда Илион пал во время войны с ахейцами Агамемнона, ларец
вместе с другой добычей греки поделили по жребию. И достался он царю Фессалии
герою Эврипиду, сыну Эвмона. Несчастный Эврипид, не зная о предупреждении Зевса,
открыл ларец, увидел изображение Диониса — и тотчас сошел с ума. С трудом
излечился он от безумия согласно божественному изречению Дельфийского оракула.
— Спартак! А какая погода у вас во Фракии преобладает? — перевел разговор на
другую тему германец Нитим. — Нам, германцам, достались, наверное, самые плохие
территории по климату. Вот почему так часты у германцев выселения…
— У нас, во Фракии, Нитим, — ответил Спартак, — самое суровое время года —
зима. Вся земля скрывается под глубоким снегом. От холодов трещат скалы. Только
вода ручьев и ключей еще видна, с ней не сразу может справиться и лютый мороз!
Повсюду в домах разводят жаркий огонь в очагах. Все надевают овчины, теплые
сапоги и лисьи шапки. Женщины прядут лен, овечью шерсть или выходят ненадолго,
чтобы накормить домашних животных. Земледельцы и пастухи с радостью сидят дома,
будучи свободны от летних и осенних трудов. Для птиц и зверей зима тяжела. Пищи
мало — и они смело приближаются к жилью человека. Нередко увидишь, как голуби,
черные дрозды и другие птицы с удовольствием клюют крупные ягоды плюща…
— Зато весна во Фракии — чудо! — вскричал фракиец Ситалк.
— Да, — опять согласился Спартак. — Уж и не знаю, какими словами изобразить
мне начало весны, когда солнце уничтожает живительным теплом жуткий холод! На
деревьях и кустах появляется зелень, на земле — свежая трава. Птицы звонко поют
в густых зарослях. Повсюду летают пчелы, наполняя воздух жужжанием. Полные
весенних радостей, по холмам резво прыгают бараны и овцы. Пастухи гонят стада
на пастбища. Девушки, нежноулыбчатые и прекрасные, вьют венки своим
возлюбленным и украшают их головы. Овчары, склеив воском очищенные тростинки,
наигрывают на новых свирелях. Сходясь вместе, пастухи пьют молоко и вино, ведут
бесконечные разговоры о стадах и надеждах. Потом они снова отправляются в
дорогу, и перед ними скачут лесные божества — радостные сатиры, и можно увидеть
покровителя пастухов, рыболовов, охотников бога Пана с его нимфами и шумных
вакханок — свиту великого Диониса, а в лесах — звонкоголосых дриад, владычиц
деревьев, живущих и умирающих вместе с ними.
О, Дионис! Имя твое чтится повсюду: у нас во Фракии, в Элладе, Малой Азии,
Лидии, Эфиопии, далекой Индии! Ты, который лично спустился в мрачный, внушающий
ужас Аид, чтобы выручить оттуда мать свою Семелу — о, козни ужасно ревнивой
Геры! — ты, Дионис, фиванский бог, приносишь всем нам весну! Покинув далекую
Нису и земли Эфиопии, в буйном шествии вместе с вакханками и сатирами ты
появляешься на берегах Тмола, золотого Пактола у лидийцев, у нас на Стримоне.
Тогда справляются повсюду оргии Диониса. Ты склоняешь людей к пляскам и
исступлению! Тебе поют радостные птицы, для тебя зеленеют и сладостно
благоухают луга, а земля украшается цветами, мужчины в горах, подражая голосам
различных животных, возвещают твое прибытие! Правду сказал когда-то Еврипид:
Счастлив, когда приобщен ты
К оргиям Кибелы-матери.
Если тирсом потрясая,
Плюща зеленью увенчан,
В мире служишь ты Дионису.
Вы бога и божьего сына
Домой Диониса ведите.
Вперед, вакханки! Вперед!
И соседнее нам Эгейское море в дни весны открывает свои покровы. Тогда можно
снова увидеть нереид, хоры нимф и великого Посейдона, владыку морей, брата
Зевс
|
|