|
Аппиан Александрийский
Римская история
ТЕКСТ ПРИВОДИТСЯ ПО ИЗДАНИЮ: АППИАН "РИМСКИЕ ВОЙНЫ" изд-во «Алетейя», СПб, 1994
Л.Ю. Лукомский
Римская история Аппиана
Среди выдающихся историков, оставивших фундаментальные труды, в которых
освещался процесс возвышения Рима, его превращения из небольшого городка в
мировую империю, процесс, сопровождавшийся триумфальным шествием римских
идеалов общественной жизни, всемирным распространением основ цивилизации и
включением многих народов в сферу всеобщей культурной адаптации, Аппиану, по
всеобщему согласию современных ученых, принадлежит весьма скромное место.
Отражается это прежде всего в крайне малом количестве посвященных ему серьезных
научных исследований и зачастую в уничижительных оценках, даваемых ему в
учебниках по античной литературе. Однако при подобном отсутствии интереса
парадоксальным кажется тот факт, что постоянно появляются все новые и новые
издания текстов и переводов сочинений Аппиана, которые пользуются несомненным
интересом у читателей. Вероятно, несмотря на отсутствие у нашего историка
фундаментальной энциклопедичности Тита Ливия или глубины изложения и понимания
общественных проблем Тацита, в его книгах есть нечто, что привлекает к себе тех,
кто стремится глубже познакомиться с историей Рима, и, в частности,
разобраться в тех сложнейших отношениях людей, которые возникали в переломную
во многих отношениях эпоху I–II вв. до н. э., когда римская государственность
претерпевала жесточайший кризис и когда все ее основания фактически обновились.
Для этого более всего подходит именно историк типа Аппиана — не увлекающийся
ненужными деталями социологического характера, чем весьма часто грешат
современные авторы, посвящающие свои труды истории человеческих сообществ,
ведущий изложение свободно и ясно, без лишней риторики, без напыщенности и
ненужных отступлений. Он стремится быть правдивым и подняться выше предвзятых
оценок деятельности отдельных политиков и партий, но, что самое главное, для
него стержнем изложения является свободная и творческая человеческая личность,
причем именно личность, а не организация.
Впрочем, это — оценка творчества Аппиана с точки зрения современного читателя.
Если же мы на мгновение перенесемся в то время, когда он жил, а именно во II в.
н. э., то окажется, что влияние его трудов еще значительнее, хотя и в несколько
ином смысле. Дело в том, что то время ознаменовалось рядом весьма характерных
явлений, которые в своей совокупности позднее получили название "Греческое
Возрождение". После длительной эпохи упадка резко повысилось значение
греческого языка и греческой культуры, появилось множество блестящих, а вслед
за ними и второстепенных, подражательных сочинений, и вся жизнь общества
окрасилась в эллинские тона. Провозвестниками возрождения стали историк,
философ и моралист Плутарх Херонейский (46-120 гг.), автор знаменитых
"Сравнительных жизнеописаний", где была сделана попытка сопоставить величие
римского духа с величием греческого, показать, что и в Элладе, в то время
пришедшей в упадок и запустение, ставшей своего рода учебным заведением, где
обучались отпрыски богатых и знатных родов со всей Римской империи, были не
только философы и ученые, но и великие полководцы и государственные деятели,
немало способствовавшие формированию общечеловеческих основ для цивилизованной
общественной организации. Далее следует упомянуть ритора и философа кинического
толка Диона Хризостома (Златоуста, ок. 40-120 гг.), обогатившего новыми тонами
исконно эллинские религиозные и общекультурные учения, и, главное,
представившего их на суд образованных граждан всей империи, а не только
эллинизированного Востока. Распространение греческого языка, греческой культуры
и образованности зашло столь далеко, что эллинскую речь стали предпочитать
латыни повсюду, в том числе и на Западе. Важным симптомом этого процесса, в
дальнейшем ставшего еще более глубоким и всесторонним, является то, что
выдающийся философ этого времени римский император Марк Аврелий Антонин
(161–180 гг.) свою книгу по стоической философии написал по-гречески, а не
по-латыни, и это особенно симптоматично — ведь он не имел в своих жилах ни
капли греческой крови, а книгу свою писал как личный дневник, своего рода
направленные к самому себе духовные упражнения.
Таким образом, вся культура и духовность империи постепенно переходили на уже
чисто греческие образцы. Латынь осталась и продолжала иметь значительное
влияние в сфере государственного управления, в армии и у низших слоев населения
Запада. Весь же Восток и большая часть Запада говорила по-гречески, однако ни
одного полного изложения римской истории от основания города не существовало.
Разумеется, были прекрасные и высокоученые труды, к каковым относится, например,
"Всеобщая история" Полибия (ок. 200–120 гг. до н. э.), однако изложение в этой
книге заканчивается III Пунической войной (149–146 гг. до н. э.) и
непосредственно следующими за ней событиями, но дальнейшие три столетия
оставались неосвещенными. Между тем грекоязычные читатели хотели ознакомиться с
историей последних времен, погрузиться в глубь веков, узнать события времен
царей, и все последующее. Конечно были Тит Ливий (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.),
составивший подробнейшую "Историю Рима от основания города", изложение в
которой доходило до смерти Друза, приемного сына императора Августа (27 г. до н
|
|