|
э. — 14 г. н. э.), т. е. до 9 г. до н. э., а также Тацит (ок. 55 — ок 120 гг.),
автор знаменитых «Истории» и «Анналов», где излагались события, имевшие место
во время правления династии Юлиев-Клавдиев (император Тиберий, Калигула,
Клавдий, Нерон), междуцарствия 68–69 гг. (императоры Гальба, Отон и Виттелий) и
во времена династии Флавиев (император Веспасиан и его сыновья Тит и Домициан),
т. е. вплоть до прихода к власти императора Нервы после убийства в 96 г.
Домициана. Но эти труды теперь были мало доступны, в том числе и в силу
языкового барьера. Нельзя сказать, что произведения по римской истории на
греческом языке отсутствовали совсем — напротив, в середине II в. их было
множество, но о качестве их следует говорить особо, и мы рассмотрим их при
обсуждении метода Аппиана, которым он пользовался при создании своих сочинений.
Итак, Аппиан взял на себя тяжелую обязанность — написание на греческом языке
синтетической, всеобъемлющей истории, которая охватывала бы период от основания
Вечного города и до самых последних времен, и справился он с этой задачей
достаточно хорошо. Историческое значение предлагаемого труда в том, что он был
первым в своем роде. При этом написан он на вполне хорошем греческом языке,
хотя современном для II в. и в результате отступающем от канонов высокой
классики. В свете этого обвинения в обилии «латинизмов» и «вульгаризмов» у
Аппиана, которые предъявляет ему, например, С.А. Жебелев в своем предисловии к
изданию "Гражданских войн" (1935 г.), представляются слишком суровым. Историк
писал на живом и вполне литературном языке; то, за что с достаточным основанием
его можно было бы обсудить, лежит отнюдь не в сфере подбора слов и соединения
их в предложения. Напротив, следует оценить большую работу, проделанную им: все
названия должностей в римском государстве получили у него соответствующие
эквиваленты — в том числе и достаточно устоявшиеся сочетания типа «император» —
«автократов» (самодержец), аналогичные трансформации произведены и для
числового материала, и в других случаях.
"Римская история" (Rvma`k[) Аппиана преяставляет собой, таким образом,
выдающееся произведение, написанное в жанре художественной историографии и
восполняющее собой значительный пробел, существовавший к моменту его написания.
Историк родился в духовном центре, главной сокровищнице культуры на Востоке, да,
пожалуй, и во всей империи — в Александрии. Год рождения Аппиана достоверно не
известен, но, вероятно, он относится самое позднее к началу царствования
императора Траяна (98-117 гг.). Косвенными свидетельствами служат упоминания в
"Гражданских войнах" о том, что "в его время" происходило восстание
александрийских евреев, подавленное Траяном в 116 г. (II, 90), а также
содержащееся в 19-м фрагменте "Римской истории" упоминание о том, что он,
Аппиан пережил это во вполне сознательном возрасте. В правление императора
Антонина Пия (138–161 гг.) он был уже пожилым человеком, как явствует из 9-го
письма Фронтона к Антонину. Этот Марк Корнелий Фронтон, о дружбе которого с
Аппианом известно из одного сохранившегося письма последнего и двух ответов,
входил в высшие круги римской знати. Он происходил из Цирты в Нумидии, приобрел
большую славу как оратор и адвокат и при Антонине был воспитателем наследников
престола упоминавшегося выше Марка Аврелия и его будущего соправителя Луция
Вера (161–169 гг.). Марк Аврелий пишет про него в своей книге: "От Фронтона,
что я разглядел, какова тиранская алчность, каковы их изощренность и
притворство, и как мало тепла в этих наших так называемых патрициях" (II, 11.
Пер. А.К. Гаврилова). Таким образом, в зрелые годы Аппиан принадлежал уже к
высшим классам общества и занимал достаточно высокое положение. Начинал же он
свою служебную карьеру в Александрии, где в молодости занимал одну или
несколько административных должностей при курии (городском совете). Затем, в
начале правления императора Адриана (117–138 гг.) он получил римское
гражданство, был возведен в сословие всадников и удостоился всяких почестей,
хотя и непонято, за какие заслуги. Заметим, что во П в. все жители империи еще
не пользовались всеми гражданскими правами, ими обладали лишь жители Италии и
их потомки даже в случае переселения в другие области государства. Всему
населению гражданские права были дарованы лишь по эдикту императора Каракаллы
(211–217 гг.) в 212 г. (Constitutio Antoniniana). После получения гражданства
Аппиан переезжает в Рим с целью сделать карьеру на высших имперских должностях.
Он становится адвокатом фиска, или, как он пишет сам, "состоящим при императоре
адвокатом". Его друг Фронтон, как явствует из письма последнего к Антонину,
спустя два года хлопотал для него о месте прокуратора, высокой всаднической
должности, связанной, как правило, с управлением небольшой провинцией или
сбором налогов. В этом письме говорится, что Аппиан, как человек уже пожилой и
не имеющий честолюбивых намерений, но зависящий от получаемого жалования,
достоин получить повышение в чине. Подобное назначение вскоре последовало, хотя,
вероятно, уже при императорах Марке Аврелии и Луции Вере. Последнее
предположение основано на том, что в предисловии к "Римской истории" Аппиан
называет себя "прокуратором Августов" (procurator Augustorum), что предполагает
наличие не одного, а двух императоров. Сделанная карьера весьма льстила
самолюбию Аппиана, и он описал ее в отдельном сочинении — в не дошедшей до нас
«Автобиографии».
Главный труд своей жизни — "Римскую историю" Аппиан написал уже в преклонном
возрасте, находясь при императорском дворе. Ориентировочное время написания —
промежуток между 160 и 165 г. Основанием для такой датировки служат следующие
факты. В предисловии к книге историк указывает, что время правления императоров,
отсчет которого он начинает с Цезаря, составляет 200 лет, а общее время
правления римлян исчисляет в 900 лет, начиная исчисление, вероятно, со времени
основания Рима (753 г. до н. э.). Далее, в качестве нижней границы написания
предисловия к книге можно предположить 161 г., когда императорский престол
получили Марк Аврелий и Луций Вер. Ведь об обладателях верховной власти историк,
к
|
|