|
то одни
историки говорят, что Александр послушался их, другие же, что он возражал
против этого. Но некоторые ничего не упоминают из этого, а говорят, что вовсе
не моряк, но Селевк поплыл за диадемой Александра и что Селевк положил ее себе
на голову, чтобы ее не замочить. Как ни как, оба знамения, в конце концов,
исполнились над обоими: Александр окончил свою жизнь в Вавилоне, а из
преемников Александра — Селевк воцарился над наибольшей частью его земель.
57. Вот что узнал я относительно ранних предсказаний Селевку. Тотчас после
смерти Александра он становится вождем конницы гетеров, которой при жизни
Александра командовал Гефестион, а после Гефестиона Пердикка. После этого
командования конницей он был назначен наместником Вавилонии, а после
наместничества стал царем. Так как в военных делах он был очень счастлив, он
получил прозвище Никатора (победителя). Я склоняюсь более к этому объяснению
его прозвища, чем к тому, что дано оно ему за убийство Никанора. Телом он был
крепок и велик; рассказывают, что при одном жертвоприношении Александром дикого
быка, как-то вырвавшегося из пут, он один задержал и голыми руками поверг его
на землю; в воспоминание этого на его статуях всегда изображаются рога. По
всему пространству своего огромного царства он выстроил много городов: так, в
честь своего отца он выстроил 16 Антиохий, пять Лаодикей в честь своей матери,
— девять носящих его собственное имя, четыре — в честь своих жен, три Апамеи и
одну Стратоникею. Из них самыми знаменитыми даже теперь являются Селевкии, одна
у моря, другая на реке Тигре, Лаодикея в Финикии, Антиохия под горой Ливаном и
Апамея в Сирии. Другим городам он дал имена или по именам городов Эллады или
Македонии, или по каким-либо своим деяниям, или же в честь царя Александра.
Поэтому в Сирии и у варваров за Сирией внутри материка есть много имен городов
эллинских и македонских — Берейя, Эдесса, Перинф, Маронея, Каллиполис, Ахайя,
Пелла, Ороп, Амфиполь, Аретуса, Астак, Тегея, Халкида, Ларисса, Герея,
Аполлония, а в области парфян — Сотира, Каллиопа, Харита, Гекатомпил, Ахея, у
индов — Александрополь, у скифов — Александресхата (Александрия крайняя). А в
честь побед самого Селевка есть Никефорий в Месопотамии и Никополь в Армении,
там, где она ближе всего подходит к Каппадокии.
58. Говорят, когда он строил себе Селевкии, то для Селевкии у моря он
руководился небесным знамением в виде молнии, и поэтому он дал им богом молнию.
При постройке же Селевкии на Тигре маги получили приказ выбрать день и час дня,
когда нужно было приступить к копанию фундаментов. Но маги обманно назвали час,
не желая, чтобы такое укрепление было рядом с ними. Селевк в своей палатке
ожидал указанного часа, а войско, готовое к работе, сидело, спокойно ожидая,
пока Селевк даст знак. Вдруг — в действительно судьбой назначенный час — им
показалось, что кто-то дал знак; они быстро бросились к работе, так что, даже
когда глашатаи хотели их сдержать, они не остановились. Работа шла уже полным
ходом, когда Селевк, бывший не в духе, вновь спросил магов о времени постройки
города. Тогда маги, заранее попросив прощения, сказали: "О царь! назначенной
судьбы, будет ли она плоха или хороша, невозможно избегнуть ни человеку, ни
городу. Есть некая судьба и у городов, как и у людей. Богам было угодно, чтобы
этот город просуществовал многие, многие годы, начиная с того часа, когда он
заложен. Боясь же, что это укрепление будет нам во вред, мы пытались изменить
назначенную ему судьбу. Но она оказалась сильнее и коварства магов и незнания
царя относительно этого. Поэтому божество дало приказ войску во благовремение.
А чтобы ты не подозревал, что и теперь мы устраиваем какой-либо обман, ты
можешь это сообразить из следующего: ведь ты сам, царь, был здесь при войске, и
сам дал приказание ожидать твоего знака. И это самое войско, которое было тебе
так послушно в трудах и опасностях, не приняло твоего распоряжения отдыхать, но
быстро вскочило, и не частями, а все вместе со своими руководителями, и считало,
что получило такой приказ. И действительно им было приказано. Поэтому они не
слушались уже, когда ты их удерживал. А что другое является для людей сильнее
царя, как не божество? Оно победило твое решение и руководило тобою при
постройке этого города помимо нас, враждебное нам и всему окружающему народу.
Ведь как может быть наше положение прочным, если рядом с нами селится более
могущественное племя? Этот город родился для тебя при счастливой судьбе, он
будет возрастать и будет жить много веков. Ты же подтверди прощение нам,
старавшимся обмануть тебя из-за страха потери нашего отечественного блага". Вот
что сказали маги. Царь был рад и простил их.
59. Вот что я узнал о постройке Селевкии. Своего сына Антиоха еще при своей
жизни Селевк объявил царем внутренних земель вместо себя. И если кому-либо уже
это кажется великодушным и царственным поступком, то еще более великодушно и
мудро отнесся он к любви своего сына и к его сдержанности в своей страсти.
Антиох был влюблен в Стратонику, жену самого Селевка, бывшую ему мачехой и уже
родившую Селевку сына. Но, сознавая недопустимость такой страсти, он не
покусился на злое дело и вида не подал, но он захворал, запустил болезнь и
добровольно готовился умереть. Не раз знаменитый врач Эрасистрат,
[934]
бывший при Селевке на огромном жаловании, хотел определить его страдание.
Выяснив, что тело его не затронуто никакой болезнью, он предположил у него
душевную болезнь; ведь когда душа здорова или больна, то этому соответствует и
состояние тела; далее, огорчения, гнев и другие желания обыкновенно
высказываются, но любовь люди разумные скрывают. Антиох на его настойчивые
расспросы наедине ничего не говорил; тогда он сел около него и наблю
|
|