|
всяческим награбленным добром,
другие, как правило, вином. Гостинные лавки, однако, бывали заняты редко,
ибо торговля в этом диком логове чаще всего кончалась разграблением, от
чего ни кантарей, ни крамные атаманы толпу удержать не могли. Меж сараев
также кособочились тридцать восемь куренных шинков, а возле них среди
мусора, щепок, дубовых поленьев и куч конского навоза всегда лежали мертво
пьяные запорожцы, одни забывшиеся каменным сном, другие с пеною на устах,
в судорогах или приступах запойной горячки. Их товарищи, завывая казацкие
песни, плюясь, дерясь или целуясь, проклиная казацкую судьбину или плача
над казацкой долей, наступали на головы и тела лежащих. Только с момента,
когда затевался, скажем, какой-нибудь поход на татар или на Русь, закон
обязывал трезвость, и тогда участников похода смертью за пьянство карали.
Но в остальное время и особенно на Крамном базаре почти все были пьяны:
кантарей и крамные атаманы, продавец и покупщик. Кислый запах скверной
водки заодно с запахами смолы, дыма и конских шкур вечно стоял по всему
предместью, которое пестротою лавок своих скорее напоминало какой-то
татарский или турецкий городишко. В лавках этих продавалось все, что
где-нибудь в Крыму, Валахии или на анатолийских берегах удалось награбить:
яркие восточные ткани, парча, алтабас, сукна, аксамиты, набойка, тик и
полотно, медные и железные треснутые пушки, кожи, меха, сушеная рыба,
вишни и турецкое сухое варенье, костельная утварь, латунные полумесяцы,
уворованные с минаретов, и позлащенные кресты, сорванные с церквей*,
порох, холодное оружие, ратовища для пик и седла. А среди мешанины
товаров, среди этой пестроты слонялись люди, одетые в обноски самой разной
одежи, летом полунагие, всегда полудикие, закопченные, черные,
вывалявшиеся в грязи, покрытые кровоточащими ранами от укусов громадных
комаров, мириады которых носились над Чертомлыком, и, - как уже было
сказано, - вечно пьяные.
_______________
* Запорожцы во время своих набегов не щадили никого и ничего. До
появления Хмельницкого церквей на Сечи вообще не было. Первую как раз
и поставил Хмельницкий; там никого о вере не спрашивали, и то, что
рассказывают о религиозности низовых, сказки. (Примеч. автора.)
В эти минуты в Гассан Баша людей было куда больше, чем всегда; лавки
и шинки позакрывали, так как все спешили на сечевой майдан, где должна
была собраться рада. Фылып Захар и Антон Татарчук отправились вместе с
прочими, но Антон медлил, шел как-то нехотя и давал толпе обогнать себя.
Тревога все заметнее отражалась на его лице. Они прошли по мосту через
ров, затем вошли в ворота и оказались на обширном укрепленном майдане,
окруженном тридцатью восемью большими деревянными строениями. Это и были
курени, а точнее, куренные дома - род воинских казарм, в которых жили
казаки. Одинаковой величины и размеров, курени эти ничем друг от друга не
отличались, разве что названиями, происходившими от различных украинских
городов - теми же названиями именовались и полки. В одном углу майдана
находился дом рады, в нем и заседали атаманы под председательством
кошевого; толпа же, или так называемое товарищество, совещалась под голым
небом, то и дело посылая депутации к войсковой старшине, а порою силой
врываясь в помещение рады и навязывая свою волю совещанию.
На майдане уже было огромное скопление народу, поскольку к этому
времени кошевым атаманом были стянуты на Сечь все войска, стоявшие по
островам, речкам и луговинам, отчего и товарищество сделалось многолюднее,
чем всегда. Солнце клонилось к закату, поэтому заблаговременно запалили
десятка полтора бочек со смолой; тут и там появились бочонки с водкою -
эти каждый курень выкатывал для своих, дабы придать больше жару
совещаниям. Порядок в куренях поддерживали есаулы, вооруженные тяжеленными
дубинками для острастки совещавшихся и пистолями для защиты собственной
жизни, которая нередко оказывалась в опасности.
Фылып Захар и Татарчук пошли прямо в дом рады, так как первый, будучи
кантареем, а второй - куренным атаманом, имели право участвовать в
совещаниях. В помещении был всего-навсего маленький стол, за которым сидел
войсковой писарь. Куренные и кошевой имели каждый свое место на шкурах у
стен. Пока что места эти заняты не были. Кошевой расхаживал большими
шагами по зальце, куренные же, сойдясь кучками, тихо разговаривали, то и
дело перебивая друг друга громкой бранью. Татарчук заметил, что даже
знакомые и друзья словно бы не узнают его, поэтому сразу подошел к
молодому Барабашу, который оказался в похожем положении. Все поглядывали
на них исподлобья, на что молодой Барабаш особого внимания не обращал,
толком не понимая, в чем вообще дело. Это был человек редкостной красоты и
небывалой силы. Силе этой он и был обязан званием куренного атамана, ибо
вообще-то славился на Сечи крайней глупостью, которая была причиною того,
что прозвали его Дурным Атаманом и всякое Барабашево словцо вызывало
немедленный хохот казацких верховодо
|
|