|
ми руками пришлось брать замок, но как же мне
самочинно начинать войну?
- Кто бы начал самочинно войну, тому под мечом палача пришлось бы каяться,
- ответил князь.
- Закон есть закон, - сказал Збышко. - Хотел я потом вызвать на поединок
всех, кто был в Щитно, но, говорят, Юранд их там как волов перерезал, и не знаю
я, кто из них остался жив... Но клянусь на кресте святом, что Юранда я до
последнего издыхания не покину!
- Вот речь, достойная рыцаря! - воскликнул Миколай из Длуголяса. - Нет, ты
мне по душе, да и голову на плечах, видно, имеешь, коли в Щитно сам не
помчался; ведь и дурак догадался бы, что не держат они там ни Юранда, ни его
дочки, а увезли их, наверно, в другие замки. А за то, что сюда приехал, бог в
награду ниспослал тебе победу над Ротгером.
- Да! - вспомнил князь. - Мы это и от Ротгера слыхали: из четверых жив
теперь только старый Зигфрид; прочих бог уже покарал коли не твоей рукой, так
Юранда. Зигфрид не такой негодяй, как все они, но, пожалуй, он из них самый
свирепый. Плохо, что Юранд и Дануська в его руках, надо немедля спасать их.
Чтобы и с тобой не приключилось худа, я дам тебе письмо к магистру. Слушай
хорошенько и помни, что едешь ты к нему не как посол, а как гонец от меня, а
магистру я вот что пишу. Коли посягнули они в свое время на меня, потомка их
благодетелей, так, верно, и Дануську похитили, тем более что они злобой на
Юранда дышат. Я прошу магистра повелеть учинить повсюду розыск девушки и, коли
хочет он жить в мире со мною, тотчас отдать ее в твои руки.
Збышко при этих словах бросился князю в ноги и, обняв его колени,
воскликнул:
- А Юранд, вельможный князь, а Юранд? Заступитесь за него! Коли смертельны
его раны, то пусть хоть на родовом пепелище умрет, на руках у детей.
- Написал я и про Юранда, - милостиво сказал князь. - Магистр должен
выслать двоих судей, и я двоих, дабы они рассудили дела комтуров и Юранда по
законам рыцарской чести. А судьи пусть себе еще главу изберут, и как решат они,
так и будет.
На этом совет кончился, и Збышко, который вскоре должен был тронуться в
путь, простился с князем; но перед уходом Миколай из Длуголяса, человек бывалый,
хорошо знавший крестоносцев, отвел молодого рыцаря в сторону и спросил у него:
- Оруженосца своего, чеха, ты возьмешь с собой к немцам?
- Да уж, верно, он от меня не отстанет. А что?
- Жаль парня. Он у тебя молодец, а ты вот подумай, что я тебе скажу: ты-то
из Мальборка цел уйдешь, разве только с противником посильнее придется
сразиться, а ему не миновать гибели.
- Почему?
- Да потому, что эти собаки винят его в том, будто он заколол де Фурси.
Они ведь должны были написать магистру про смерть де Фурси и, наверное,
написали, что это чех пролил его кровь. В Мальборке ему этого не простят. Суд и
кара ждут его, и как же ты убедишь магистра, что он в этом неповинен? Да и
Данфельду он изломал руку, а тот был великому госпитальеру сродни. Жаль мне его,
и еще раз говорю тебе: коли поедет он с тобой, то на верную смерть.
- Не поедет он на верную смерть: я его в Спыхове оставлю.
Но все сложилось иначе, и чеху не пришлось оставаться в Спыхове. На другой
день Збышко и де Лорш отправились со своими слугами в путь. Де Лорш, которого
ксендз Вышонек разрешил от обетов, данных Ульрике д'Эльнер, ехал счастливый,
весь предавшись воспоминаниям о красоте Ягенки из Длуголяса, и хранил молчание;
Збышко не мог поговорить с ним о Дануське, потому что они плохо понимали друг
друга, и завел разговор с Главой, который еще ничего не знал о предстоящей
поездке к крестоносцам.
- Я еду в Мальборк, - сказал ему Збышко, - и когда ворочусь, одному богу
известно... Может, в самом скором времени, а может, весною, а может, через год,
а может, и вовсе не ворочусь, понял?
- Понял. Вы, ваша милость, верно, и затем еще едете, чтобы биться с
тамошними рыцарями? Вот и слава богу, что у каждого рыцаря есть оруженосец.
- Нет, - возразил Збышко, - не затем я еду, чтобы с ними биться, разве уж
если поневоле придется, а ты совсем со мной не поедешь, останешься дома в
Спыхове.
Услышав эти слова, чех сперва опечалился и стал горько сетовать, а потом
начал просить своего молодого господина, чтобы тот не оставлял его.
- Я дал клятву не покидать вас, ваша милость, своей честью поклялся я в
том на кресте; а что, если над вами беда там стрясется, как же мне показаться
тогда в Згожелицы, на глаза моей пани? Ей я дал клятву, сжальтесь же надо мною,
чтобы сраму мне перед нею по натерпеться.
- А разве ты не дал ей клятву, что будешь мне послушен? - спросил Збышко.
- Как не дать, дал. Во всем я дал клятву быть вам послушным, только не в
том, чтобы покидать вас. Коли вы, ваша милость, меня прогоните, так я за вами
поодаль поеду, чтобы в нужде быть у вас под рукой.
- Я тебя не гоню и не стану гнать, - ответил ему Збышко, - но что же это
за неволя такая, что никуда не могу я услать тебя, хоть и в дальний путь, и ни
на один день не могу от тебя отвязаться? Не будешь же ты вечно стоять надо мной,
как палач над невинной душою. А коли и случится битва, чем же ты мне поможешь?
Я не говорю про войну, на войне все люди воюют, а на поединке ты ведь за меня
драться не станешь. Будь Ротгер сильнее меня, не его доспехи лежали бы у нас на
повозке, а мои у него. Да и то надо тебе сказать, что с тобой мне хуже там
будет,
|
|