|
отношением автора к судьбам людей и окружающего их мира. В этом смысле
Фидлер-писатель раскрывается перед читателем как подлинный гуманист,
патриот и интернационалист.
Польская газета "Литература" в статье, посвященной творчеству Аркадия
Фидлера, писала: "Читатели знают, что найдут в его книгах не только
привлекательную экзотику, они найдут в них доброе напутствие в жизни,
умение увидеть в ней красоту и добро, заклеймить зло; его книги утверждают
равенство людей независимо от цвета их кожи, он верит в добрые начала
человека и видит их благотворные истоки в гармонии человека и природы".
Провозглашая и утверждая принципы гуманизма, высокой морали и
нравственности, воспевая и поэтизируя природу, Фидлер с полным основанием
говорил, что старается быть верным в своем творчестве традициям Генрика
Сенкевича и Стефана Жеромского - польских классиков, близких ему по духу.
Все произведения Фидлера, кроме, пожалуй, вошедших в настоящую книгу
и двух, посвященных событиям второй мировой войны - "Дивизион 303" и
"Благодарю тебя, капитан", по истокам своим, казалось бы, должны
представлять путевые записки путешественника. В действительности это не
совсем так. Повествуя о виденном и пережитом, Фидлер благодаря своему
литературному мастерству, тонкому чувству языка, мягкому юмору, искусному
построению фабулы и философскому осмыслению описываемых явлений и событий
в сочетании с их острой социально-политической заостренностью создает
произведения по содержанию, конечно же, научно-популярные, но по форме -
художественные. Фидлеру присущ свой особый стиль, заметно выделяющий и
делающий легко узнаваемыми его произведения в литературе такого жанра.
Следует, однако, отметить, что в публикуемых в настоящей книге трех
частях трилогии "Остров Робинзона", "Ориноко" и "Белый Ягуар" Фидлер
впервые, пожалуй, в своем творчестве отходит от своей традиционной, ему
присущей жанровой манеры, и, хотя по-прежнему остается верным себе в
точности описания жизни и быта южноамериканских индейцев, животного и
растительного мира, он беллетризует сюжет, создав, таким образом,
художественное произведение остроприключенческого жанра. Благодаря этому
его книги эмоционально воздействуют на читателя, в них реализуется
основная идея: утверждение принципов равенства всех людей, изобличение
хищнической природы колониальной политики западных, так называемых
"цивилизованных государств", грабивших и уничтожавших колониальные народы,
огнем и мечом утверждавших свое господство на силой отвоеванных
территориях Северной и Южной Америки, Африки и Азии.
Книги трилогии порождают в душе читателя глубокие симпатии и
сочувствие к угнетенным народам, ненависть к поработителям, колониализму и
расизму. Они невольно наталкивают на аналогии с нынешней политикой
оголтелого колониализма современных империалистических государств во главе
с Соединенными Штатами Америки, стремящихся, не гнушаясь никакими
средствами, подавить освободительное движение угнетенных народов мира.
В марте 1985 года на 91-м году жизни Аркадий Фидлер скончался.
Польская литература понесла тяжелую утрату. Но книги его живут, они несут
людям радость познания, вселяют в них уверенность в неизбежной победе сил
добра.
Аркадий Фидлер
БЕЛЫЙ ЯГУАР - ВОЖДЬ АРАВАКОВ
Авторизованный перевод с польского
Вл. Киселева
Моим сыновьям - Аркадию,
Мареку и Мачею - посвящается
ОСТРОВ РОБИНЗОНА
"...Вот и давай, Арнак, сами придумаем острову название. Какое? А
что, если остров Робинзона? А? Неважно, существовал Робинзон или не
существовал, неважно, был он на этом острове или не был. Я ведь жил на нем
подобно Робинзону и часто вспоминал здесь книгу о его необычайных
приключениях..."
ОТ АВТОРА
На побережье Венесуэлы, примерно в трехстах километрах на запад от
устья великой реки Ориноко, лежит один из старейших городов Америки -
Кумана. Город, основанный испанцами в 1520 году у выхода из глубокой
бухты, защищенный от северо-восточных пассатов длинным мысом, с самого
|
|