|
оким искусством и из доски "ста забот" выжимать для
себя мед.
Таким обдуманным ходом он продолжал считать объединение всех
христианских государств греческого закона, дабы противопоставить
католическим силам Рима - осатанелого врага Москвы - силы православные,
объединенные Россией. Прибывали к нему митрополиты, архиепископы, епископы,
архимандриты и простые старцы из иерусалимской, александрийской,
константинопольской патриархий, всю церковь восточную щедро наделял
милостынею. Особенно жаловал патриарха Кирилла Лукариса. А тот в свой черед
тянулся к патриарху московскому и всея Руси - и недавно вот прислал в дар
Филарету панагию золотую греческой работы, а в середине ее на сапфире
вырезано изображение благовещения. А сам он, Филарет, по просьбе Кирилла
Лукариса отправил в стольный город султана с послом Семеном Яковлевым и
подьячим Петром Евдокимовым милостыню кафедре антиохийской, а патриарху -
изрядное число золотых монет, дабы возносил к небу молитву "за здравие
царское". Правда, и от патриарха константинопольского ожидал он ценные
сведения и советы добрые: доходил слух, что султан Мурад готовит большую
войну против шаха Аббаса. Слух важный, требовал выверки. С шахом Аббасом у
него, Филарета, шла игра сложная: "сто забот", помноженных еще на сто.
По-прежнему дума была о западных рубежах, там гнездилась главная опасность.
Там продолжала строить свои козни Речь Посполитая, а за ней теснились немцы
Габсбурги, алчно поглядывали на Восток. Прибывали иноземные посольства.
А Иверия!
"Слезно добивались в Москве помощи послы единоверных грузин. Да только
отпущены были налегке епископ Феодосий и архимандрит Арсений - так, без
всякого дела. Не то время было, чтоб восстанавливать против Московии шаха
Аббаса. А теперь-то? И подавно нет, да и не скоро настать может. Вот и
выходит: солнце на спине "льва" ярче светит, чем крест на груди Иверии...
Хо-хо-хо... - Филарет пожалел, что ни с кем не может поделиться иной
выдумкой. - Ни с кем! Разве уразумеют истину: что бог создал, того людям не
переиначить... Патриарх! Хо-хо-хо... Хоть сто клобуков надень, все едино в
душе и в мыслях разгульный боярин... Только власть, коей зело добивался,
радует. Только мысли о Руси душу тревогой наполняют, только сын...
безвольный царь... заставляет за двоих думать... дабы охальникам неповадно
было за святую Русь лапы поднимать. Посему и быть патриархом по сильной
воле, ворогам на устрашение!"
А Иверия?
"Вот князь Тюфякин послом в стольный город Персии отбыл. А то всем
ведомо подлинно, что по наказу слово замолвит посол перед Аббас-шахом, чтоб
милосердия ради и из любви к царю всея Руси освободил царя грузинцев
Луарсаба. Так и пригоже будет... Да только отписки с гонцом давно нет".
Вынув серебряные часы с патриаршей печатью, внимательно, словно
впервые, разглядывал в ней благословляющую руку и буквы "Ч.П.Ф.". Пытливо
сквозь прорезную решетку, заменяющую стекло, посмотрел на циферблат:
"О чем бишь думу-то держал? О чем? О потерянном дне... Что было, то
сплыло, и никому не дознаться. Подлинно - время яко черепаха ползет. А иной
раз взлетит - соколу не догнать... Когда-то еще прозвучит благовест для
Иверии? Эка ныне в голове вертится, чай совесть не чиста... Совесть! Для
Руси что полезно, то и совестливо".
Вновь поднял крест и положил на запись. "О чем раньше думу думал? Да
вот об Украины землях, о Киеве и Полтаве... Сказывают, охота там на... Тьфу!
Отыди от меня, сатана! Пошто не в свое время суешься?.. Или мало по ночам
смущаешь? Города-то сии к западным рубежам ближе, и неразумно жертвовать
выгодами".
"У малороссиян одна только дума, - говорил ему, Филарету, годика три
назад Исаакий, епископ Луцкий, посол, прося принять запорожцев под
покровительство Москвы от гнета католицизма, - как бы поступить под
государеву руку". - "В нужный срок поступят, а сейчас королевство Польское
не злить, а войско накапливать". Вдруг хватил кулаком по столику, вздрогнули
костяные фигурки.
"Скверна! Петухи в камзолах! Так не бывать власти шляхов над Русью.
Впредь и навечно! Буде! А и в обгон допускать погань не тоже. Царь всея Руси
первый должен выходить к горным громадам и к морям-океанам. Бог даст,
стрельцы проскочут степи, Дон пересекут, выйдут к Кавказу! - Широко осенил
себя крестным знамением и переставил на доске белого всадника на два
квадрата вправо. - На доске все гладко! - С сожалением покачал головой. - А
дальше горы, за коими нехристь шах Аббас притаился... Притаился ли? Все одно
тут-то его и обыграть надо, да только не спеша, разумно". А Иверия?
"Сказывают, в Колхиду плыли язоны за золотым руном. А шах Аббас тоже
слабость питает к руну золотому - вот и ретив, обогнать умыслил султана. А
когда двое друг друга перегнать хотят, третьего не видят. И еще сказывают,
будто у грузинцев женщины на конях бились с ворогами. В одних хитонах и
волосы по ветру! - Филарет молодцевато приосанился, перевел взгляд с записи
на лампады и махнул рукой. - Не гоже бабам ввязываться в ратное дело! Не
гоже, а занятно!.. По словам грузинцев, Иверия - удел богородицы. Каков, а?
Зело хорош удел!
Грузинцы и царю Михаилу по сердцу пришлись, и главное - теперь, а не в
начальный год царствования, когда еще "не бе ему толико разума". Сокрушается
и он, что великие шкоды чинят басурмане в Грузии, замки князей рушат, города
ломают, монастыри разбойно грабят, деревни пеленой пепла кроют. Да только
зря, не владычествовать над Грузией ни турецкому султану, ни шаху
персидскому. Ныне встанет Москва и на Черном море и на Каспийском. Вот тогда
и время единоверцев под высокую руку взять".
Задумчиво прошелся по палате. От недавнего буйства и следа не осталось.
Глубокая дума бороздила высокий лоб. Подошел к затейливой
|
|