|
вствие московского люда, а интересы государства требовали сохранить
доброе соседство с Ираном, дабы утвердиться на прикаспийском пути и
развязать себе руки на западе. И вот приходится до поры до времени
ограничиться лишь посулами. И, стремясь поставить царства Восточной Грузии
под "высокую руку" Москвы, быть с шахом Аббасом "за-один". Это трагическое
противоречие остро ощущал патриарх Филарет.
"Терпеть не беда, - продолжал размышлять Филарет, - было б чего ждать.
А чего ждать? Большую воду! Без Балтийского моря и Черного Руси не дышать.
На воде век вековать, на воде его и покончить. А начинать с чего? С
наибольшего врага - Речи Посполитой! За нею обуздать немцев Габсбургов!
Потом присмирить свейского короля! А уж потом приструнить Турцию и взнуздать
Иран! А посему поступить мудро: Иран использовать зело, а Турцию задобрить.
Ох, не легко вновь поднять Москву над миром! Ох, не легко вывести ее на
широкую дорогу Ивана Грозного... Грузинские рубежи сопредельны с Турцией и
Ираном, и, завтрашний день предвидя, следует грузинцев в православии
поддержать. А сегодня о шляхте помнить надо".
Оценивая Грузию как надежный заслон на юге, патриарх Филарет повелел
провести к нему послов царя Теймураза с пышностью и оказать им такой почет,
какой оказывался послам самых могущественных стран Запада и Востока.
День был отменный, звонко падала капель, вещая тепло, и где-то
неумолчно щебетали птицы, не то в голубом просторе, не то в золотых клетках,
поставленных в переходах, где проходили архиепископ Феодосий, иереи и
монахи. А в сенях их встретили дворяне, дьяки и гости в парчовых нарядах,
таких ярких, что архимандрит Арсений даже сощурился. Чем поднимались выше,
тем больше золота и серебра вплеталось в одежды, ковры и ткани. И в
заключение торжественного шествия предстала перед посольством во всем своем
великолепии Крестовая палата. Сопровождаемый симоновским архимандритом
Лекоем, богоявленским игуменом Ильей и казначеем старцем Сергием,
архиепископ Феодосий благоговейно вступил в эту "святая святых" Филарета.
С одного взгляда оценил архиепископ Феодосий парадное облачение
Филарета. "Большая риза", сверкающая самоцветами, и особенно клобук,
вязанный из белого крученого шелка, с изображением херувима, обнизанным
жемчугом, как регалии "большого наряда", свидетельствовали об уважении
русской патриархии к иверской церкви. И справа и слева от патриарха
расположились на скамьях патриаршие бояре и приказные люди. Они встретили
посольство не с заказанными улыбками, а с искренним доброжелательством. Еще
в сенях, благословляя представителей московского синклита, Феодосий вновь
ощутил возможность священного союза между Картли-Кахети и Россией. Надежда
на этот спасительный выход укрепилась здесь, в Крестовой палате.
Представлял посольство думный дьяк Иван Грамотин. Его медлительный
голос звучал задушевно, как бы подчеркивая нелицеприятность встречи.
- Великий государь Филарет Никитич, святейший патриарх московский и
всея Руси, грузинцы - архиепископ Феодосий, архимандрит Арсений да
архидьякон Кирилл - вам, великому государю, святейшему патриарху, челом
ударили.
Величаво поднялся Филарет, не спеша оправил воскрылия с золотыми
дробницами и благословил грузинских иереев. Говорил он недолго, но достойно,
напоминая завет московских патриархов: "иметь в святой апостольской церкови
со всеми с вами един совет, и едину волю, и едино хотение, и едино согласие,
и едино моление..." Едиными устами и единым сердцем призывал Филарет
русийских и иверских пастырей возносить молитвы о ниспослании конечной
победы над супостатами и еретиками.
В знак понимания Феодосий благоговейно приложился к руке патриарха,
затем к его клобуку и передал на пурпурном бархате с серебряными кистями
грамоту царя Теймураза.
На середину малинового ковра вынесли скамью, на которой, по соизволению
патриарха, расположились посол и два старца. Следуя правилам, Иван Грамотин
объявил, что иверские пастыри бьют челом святейшему Филарету, и условно
поднял руку.
Тотчас монахи из духовной свиты посольства, стараясь не касаться ковра,
поднесли Филарету крест воздвизальный. Любитель редкостных работ, Филарет
залюбовался крестом, искусно вырезанным из самшита - кавказской пальмы и
обложенным серебром.
Черные янтарные четки и черный ладан, дары Филарету, говорили о трауре
Кахети, о торжестве духа над земной суетой. Но превратности судьбы научили
Филарета умело сочетать проявления духа и плоти. Поэтому в его ответных
дарах Феодосию наряду с образом преподобного отца Варлаама Хутынского,
чудотворца, поблескивал добротный серебряный ковш с надписью: "Питие в
утоление жажды человеком здравие сотворяет, безмерное же вельми повреждает.
1624-го лета, месяца марта дня 3-го; куфтерь - восточная шелковая ткань,
подобная той, которую сбрасывала обольстительница, искушая святого Антония;
сорок соболей ценных, с черною мочкою и голубым подшерстком, способных
взволновать всех княгинь Северной и Южной Кахети; и в придачу двадцать
рублев денег в бисерной кисе. Так же отразились небо и земля в ответных
дарах архимандриту Арсению: наряду с образом святой великомученицы Екатерины
переливались сорок соболей в кошках и хвостах, камка - персидская ткань с
узорами, и в придачу пятнадцать рублев денег в бархатной кисе. Мотивы веры и
юдоли отразились и в ответных дарах архидьякону Кириллу; наряду с образом
Дмитрия, прилутцкого чудотворца, веселили глаз сорок куниц-желтодушек,
кизилбашская ткань с разводами соблазнительного цвета вина и в придачу
четырнадцать рублев денег в кожаной кисе.
В сводчатые окна, п
|
|