|
лереей.
Но в главном Мариам не оправдала надежд Трифилия: она не была приятной
собеседницей и, тем более, желанной гостьей на царских пирах. При любом
случае она громко вздыхала, бестактно напоминая, что ее супруг - могучий
Георгий Десятый, царь Картли, был духовно главенствующим над всеми
грузинскими царями, а она вот должна скитаться по чужим землям и безрадостно
думать о судьбе Луарсаба, томящегося в плену. Старательно изводила Мариам
имеретинского католикоса Малахия: ведь Луарсаб из-за религии страдает,
почему же церковь так спокойна к судьбе венценосца? Она требовала посольства
в Московию, настаивала на объявлении войны шаху Аббасу, тюремщику царей
грузинских. И чем упорнее были ее домогательства, тем невыносимее
становилось ее присутствие в замке имеретинского царя.
Царица Тамара, не утратившая доброты в водовороте дворцовых интриг,
сочувствовала Мариам, но не могла забыть лебединой песни светлой Тэкле,
чутьем угадывая причастность Мариам к гибели любимой Луарсаба, ибо Мариам
всячески отклоняла беседу о странном исчезновении Тэкле.
Выручил царицу Тамару князь Леон Абашидзе, начальник царского замка. Он
уговорил "назойливую" объехать владетельные княжества и настоять на втором
общем послании русийскому монарху.
Мариам последовала его совету. Вперед выехал азнаур Датико, оставленный
князем Баака с наказом оберегать царицу от всех бед.
Таким поручением Датико не был осчастливлен. С той памятной ночи, когда
из Метехского замка исчезла светлая Тэкле, он возненавидел Мариам. Ведьма
приостановила его жизнь, оторвала от великодушного начальника, князя Баака.
Прошумела Сапурцлийская битва, громом прокатилась Марткобская, а он,
обреченный на тягостное бездействие, должен был заботиться о сундуках
потускневшей царицы.
Объезжая владетельные княжества Западной Грузии, Датико сразу заметил,
что весть о посещении царицы Мариам принималась без особой радости.
Осторожный намек Датико не остановил старую царицу. Чем упрямее она
требовала в владетельных замках посольства в Русию, тем замкнутее
становились владетели.
Нагруженная скудными дарами, проклиная коварство бывших друзей, Мариам
вернулась в Имерети. У городских ворот Кутаиси ее пышно встретило
духовенство и придворная знать. Леон Абашидзе, теребя завитой ус, поздравил
достойную Мариам с благополучным возвращением и почтительно известил: слава
творцу, дом ее спешно закончен. Царица Тамара разукрасила его коврами и
турецкими диванами, не позабыла наполнить водоем морской рыбой и скотный
загон сернами.
Едва сдерживая гнев и слезы, Мариам поняла: ее любезно выпроводили из
царского замка.
Позвав терпеливого Датико, стала выговаривать: победа в Марткоби всем
принесла славу, а ей - унижение. Несправедливый век! Вот царица Тамар,
воспетая Руставели, тоже разбила персов, и ей досталась богатая добыча, а
знамя калифа пожертвовала она хахульской божьей матери. А она, Мариам, разве
не пожертвовала бы знамя Карчи-хана Кватахевскому монастырю?! А ожерелье
калифа, подаренное великой Тамар Хахульской иконе? И она, царица Мариам,
тоже воспела бы ожерелье Пеикар-хана в стихах победы, если бы находилась в
Метехи, а не у лицемеров, сладких до приторности и кислых до отвращения. Но
она долее не унизит себя, она возвращается в Тбилиси.
Датико, переминаясь с ноги на ногу, устало предложил, что он сам
отправится вперед, дабы приготовить покои и приличествующую встречу.
Осторожность царского азнаура спасла Мариам от нового позора.
Саакадзе воспретил ей въезд не только в Метехи, но и в Тбилиси: теперь
налицо необходимость восстановления царства, а не время каверз.
Мариам вновь погнала Датико с жалобой к Трифилию. Глубоко задумался
настоятель Кватахеви. Как поступить? Освобождения Луарсаба он домогался,
желая избавиться от враждебных ему царей, унизивших его низведением
Кватахевского монастыря, ранее первенствовавшего над всеми и влиявшего на
дела царства, до степени простой обители. Сейчас Саакадзе возвысил
монастырь, а католикос хотел возвести настоятеля в сан митрополита
Мцхетского. Но он, Трифилий, любит Кватахеви, как любой князь свое владение.
Здесь настоятель Т
|
|