|
ь, - кричал Гиви, - но пусть и ангел не
спорит! Назовем - Дато. Будут в "Дружине барсов" два Дато: большой и
немножко меньший. "Барсы" не должны стареть. Вот Миранда сына ждет, я уже
сказал - Ростомом назову, согласилась.
- Госпожа Хорешани, богом молю, назови - Паата.
- Нет, Циала, не проси, слишком тяжело часто повторять это имя... - И,
обрывая разговор, Хорешани поспешно вышла.
"Как странно, - подумала Хорешани, - ни разу не упоминал Георгий о
погибшем сыне, ни разу не выдал своих страданий!" - Она порывисто отдернула
прозрачный малиновый занавес, распахнула настежь окна своей комнаты.
Вдали дымчатыми клубами по изломам гор скользили облака. На узкой
улочке молодой амкар в чем-то убеждал уста-баши, а тот в раздумье покручивал
седой ус. Плеснуло голубым шелком знамя: барс, потрясающий копьем. Задорно
шагали метехские копейщики, подпрыгивали на цаги золотые кисти, на поясах
сверкали ханджалы, отнятые у шах-севани в Марткобской битве. Саакадзевцы!
Хорешани тепло улыбнулась.
Через мост, где раньше, позвякивая колокольчиками, тянулись караваны с
чужеземными товарами и на белых верблюдах восседали купцы, сейчас медленно
ползли арбы с зеленью, птицей в клетках, дровами из окрестных деревень.
Словно после тяжелого сна пробуждался Тбилиси. Уже кое-где красят
балконы синей и оранжевой краской, вытряхивают паласы, чинят медные тазы,
рукомойники. На плоских крышах женщины рассевшись вокруг чаш, перебирают
рис.
Внезапно взвизгнули дудуки - трое кутил в черных чохах, с весенними
цветами на остроконечных папахах задорно прославляли солнце и вино. Теперь
бездельникам не надо искать предлога: решили год праздновать победу.
Хорешани перевела взгляд на другой берег Куры. Там над Метехским замком
реет знамя, врученное католикосом Георгию Саакадзе, которое он грозно пронес
сквозь огонь битв по картлийской и кахетинской землям. Начальник Метехского
замка, ее отец, сам водрузил эту святыню на башне Багратидов.
Отец! Неужели не прибудет? С тех пор как повенчалась она с Дато,
разгневанный князь отказался ее видеть. Но она знала, отец сильно горюет.
Из-за козней Церетели и Андукапара он остался одиноким. Вся фамилия Газнели
истреблена якобы за свою приверженность к Саакадзе. Но всем известно:
Моурави тут ни при чем, разбойники хотели присвоить богатые владения, и
только чудом отцу удалось спастись. Озадаченные князья решили: Газнели -
колдун. Пресвятая дева! Неужели первенец единственной дочери не размягчит
сердце упрямого деда? Надеялась, обрадуется князь, поспешит к внуку... имя
просила выбрать, но старик неумолим, прислал подарки и мамку, вынянчившую
ее, Хорешани, приказав старухе охранять внука больше своей души, в сам - не
отказывается и не приходит. Доколе ждать? Русудан, кажется, с Трифилием
говорила. Русудан! Не радуется она возвышению Георгия, опасается князей,
хотя они после Марткоби совсем пригнулись. Пригнулись, говорит Русудан, а
из-под век искры летят... Все меняется. Вот церковь - раньше проклинала, а
теперь каждое воскресенье служит молебны о здравии Великого Моурави. Народ
ликует: новое время - время Георгия Саакадзе, время освежающего дождя.
Азнауры спешат союз укрепить, амкары гордятся, уверяют, что всегда были
верны Моурави, а сами только и мечтают разбогатеть... А неутомимые "барсы"?
Как опьяненные носятся они по Картли, грозят все княжеские рогатки
переломать на дорогах. Пануш и Матарс говорят: доски нужны для починки
мостов.
"Барсы" от удачи совсем потеряли головы. И лишь Ростом и Элизбар в
полной мере изведали поражение, поняв, что легче разрубить гору, украшающую
край долины, чем комара, отравляющего тысячи тысяч жизней.
И все от щедрот царей! Кто просил Баграта Пятого наградить маленькое
село Лихи большим сигелем на право впадения речной рогаткой? И вот
благородные "барсы" вынуждены отступить перед натиском скаредности и
алчности.
Не успели они, Ростом и Элизбар, осадить коней на церковной площади,
как лиховцы вмиг заполнили ее, настороженно и воинственно поглядывая на
азнауров. "Барсы" хотели было поговорить раньше со священником, но не могли
нигде его обнаружить. Какой-то пожилой лиховец, нагло прищурив водянистые
глаза, охал: "Уехал священник, только не заметил - на белом жеребце или на
пегой кобыле. А куда - не сказал: может, туда, а может, сюда. Только если
его нет там, то нет и тут". "Барсы" поняли: спрятался. А гзири и нацвали
хмуро заявили: "Пусть азнауры народу скажут, зачем пожаловали".
Но, едва выслушав Ростома, лиховцы разразились такими неистовыми
криками, что, казалось, вот-вот обнажат кинжалы. Лишь холодное молчание
"барсов" несколько умерило пыл разошедшихся владетелей рогатки на Куре. Один
из старейших, опираясь на суковатую палку, просил объяснить, почему их хотят
лишить законного заработка: "Вода от воды свободна, а не от бога".
Ростом долго разъяснял, какой вред торговле от рогаток на дорогах и
реках: "Тут черта вспомнить к месту, рогатки от рогатого". Насмешливые
улыбки роились.
- Э-эй, люди! - стоя на коне, увещал Элизбар. - Блеск монет не блеск
солнца. Корысть к счастью не приводит. Откажитесь от недостойных действий, и
справедливость окажет вам помощь.
- Гоните рогатого, - вторил Ростом, - получите льготы.
- А князья уже отказались от рогатого? - ехидно спросил кто-то.
- Скоро и князья раскрепостят дороги.
- О-хо-хо-хо! - затряслись от смеха лиховцы, подталкивая друг друга.
- А может, скажете, - не задумал ли к
|
|