Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Грузии :: Анна Антоновская - Георгий Саакадзе :: Книга I Пробуждение барса
<<-[Весь Текст]
Страница: из 226
 <<-
 
рых
непереводимых грузинских слов.
     Но  все эти частности не могут ослабить огромного впечатления,  которое
производит это замечательное произведение.  Они ни  в  какой мере не снимают
его незаурядной идейной, познавательной, эстетической ценности.
     "Великий Моурави" по  праву  занимает и  будет  занимать видное место в
сокровищнице  духовных  ценностей,  создаваемых  многонациональной советской
литературой  и   выполняющих  неоценимую  роль  в  формировании  богатого  и
благородного духовного облика нашего народа.

                                                                 Бесо Жгенти



А.АНТОНОВСКАЯ

                      Краткие биографические сведения

     Анна Арнольдовна Антоновская родилась 31  декабря 1885 года (13  января
1886) в г.Тифлисе (Тбилиси) в семье А.А.Венжера,  художника-гравера. Детство
и юность провела в Закавказье, в Восточной и Западной Грузии, жила в городах
Карсского округа.  Рано  потеряла отца.  Материальная необеспеченность семьи
вынудила Антоновскую прервать учебу  в  Мариинском женском  училище (г.Карс,
позднее она сдала экзамены экстерном) и  с  14 лет пойти работать кассиром в
магазин швейных машин и велосипедов.
     В  1902-1904  гг.  выступала в  качестве актрисы-любительницы на  сцене
Авчальской аудитории (Тифлис) -  культурном центре  главных  железнодорожных
мастерских,  связанном  с  Тифлисским комитетом РСДРП,  принимала участие  в
социал-демократическом движении.
     С 1904 г. начала писать стихи.
     В 1908 г. побывала в Сафарском монастыре в Месхетии (Южная Грузия), где
впервые услышала о  Георгии Саакадзе.  К этому времени интерес Антоновской к
истории,  этнографии,  мифологии и  фольклору Грузии становится постоянным и
всеопределяющим.
     В  1909 г.  окончила в Тифлисе курсы художественно-прикладных искусств,
успешно  занималась  металлопластикой,   выжиганием  по   дереву,   эмалями,
гелиоминиатюрами.
     В   1910  году  переехала  с   семьей  в  г.Карс,   где  открыла  школу
"художественных работ и изящных рукоделий".
     С 1911 г. выступала на сцене Военного и Гражданского клубов, заменявших
в Карсе профессиональный театр.  За сценическую деятельность была награждена
памятной Золотой медалью.
     В 1916 г.,  в связи с переводом мужа писательницы,  Д.И.Антоновского из
Кавказской армии  в  Петроград в  качестве  командира 1  автобронедивизиона,
впоследствии,  в  1917 г.,  вставшего на  сторону восставшего Петроградского
гарнизона, переехала в столицу.
     С  1918  г.  Антоновская снова  живет  в  Тифлисе,  где  публикует свои
произведения  в  общественно-литературном журнале  "Арс",  при  котором  был
организован  Артистериум.  В  деятельности  Артистериума  принимали  участие
писатели  П.Яшвили,   Т.Табидзе,   В.Гаприндашвили,   художники  В.   (Ладо)
Гудиашвили, В.Ходжабегов, И.Шарлемань, К.Зданевич, С.Валишевский, композитор
А.Черепнин.
     В  1919 г.  в  сборнике Тифлисского Цеха поэтов "Акмэ" печатаются стихи
Антоновской.  В  ее  доме бывают грузинские писатели,  приехавшие из  России
И.Эренбург  и  О.Мандельштам,  актриса  Московского  художественного  театра
М.Германова,  индийский художник Сураварди, актрисы Н.Будкевич, А.Перегонец,
Т.Чавчавадзе,  режиссер А.Цуцунава,  композитор Ю.Юргенсон.  Этим  же  годом
датируется  начало   систематического  изучения  эпохи   Георгия   Саакадзе,
Антоновская консультируется с историком С.Какабадзе.
     В   1921-1922   гг.   работала   пропагандистом  агитационного   отдела
Грузино-Кавказского отделения РОСТА (Грукавроста),  писала интермедии, песни
для  Художественно-революционного  театра.  В  журнале  "Молодая  сила"  (на
грузинском языке) напечатала пьесу для детей "Революция цветов". Стала одним
из организаторов группы русских писателей в Грузии.
     В 1922 г.  переехала в Москву, где включилась в работу Московского Цеха
поэтов,   в   деятельности  которого   принимали   участие   П.Антокольский,
И.Сельвинский, В.Инбер, А.Ширяевец и др.
     Приступает к литературному воплощению темы Георгия Саакадзе.
     В  1925  г  в  сборнике  Московского Цеха  поэтов  "Стык"  опубликовала
написанные белым стихом отрывки из трагедии "Георгий Саакадзе".
     В  1928 г.  выступила на  заседании Научной Ассоциации Востоковедения с
докладом о позднем грузинском феодализме.
     В   1930  г.   Ленинградская  фабрика  Совкино  выпустили  по  сценарию
Антоновской художественный фильм "Транспорт огня".
     В  1931 г.  в  журнале "Красная новь" были опубликованы главы из первой
книги "Великий Моурави".
     В  1932 г.  во  Дворце писателей Грузии состоялось чтение Антоновской и
обсуждение  глав  из  первой  книги  "Великий  Моурави".   С  этого  времени
завязывается  многолетняя  дружба   с   грузинскими  писателями   Г.Кикодзе,
М.Джавахишвили, Н.Лордкипанидзе, Г.Тавзишвили, В. (Бесо) Жгенти.
     В 1936 г. окончила Московский вечерний университет марксизма-ленинизма.
В  журнале "Мнатоби" (на  грузинском языке)  опубликована статья Антоновской
"Древнегрузинская книга".
     В  1937 г.  в  издательстве "Заря Востока" выходит в  свет первая книга
романа-эпопеи  "Великий  Моурави" (под  на
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 226
 <<-