|
грехах, но его переживание и покаяние принимают общечеловеческое звучание.
До нас дошло также несколько ямбических стихов Деметре I-го (в
монашестве-Дамиане), из которых популярным стал посвященный богородице ямб «Шен
хар венахи» («Ты, лоза виноградная»).
Замечательным памятником светской литературы является роман
«Амирандареджаниани», написанный Мосе Хонели. В нем рассказывается о
героических похождениях Амирана и его друзей (сюжет произведения построен в
таком плане, что повествование ведется от имени соратника Амирана – глубокого
старца Саварсамисдзе, рассказывающего о себе и Амиране индийскому царю
Абесалому). Это – написанный в прозе богатырский эпос, в котором переплетаются
мифологические и сказочные мотивы, но в то же время в нем отражаются
нравственные идеалы современного грузинского общества, его устои и традиции.
«Амирандареджаниани» был чрезвычайно популярным романом. Об этом
свидетельствует хотя бы тот факт, что в Сванети стена одного из храмов
расписана (правда, это было позднее, в XIV-XV веках) сценами из этого
произведения.
Значительными литературными памятниками являются «Тамариани» (автор –
Чахрухадзе) и «Абдул-Мессия» Иоанэ Шавтели («Абдул Масих» по-арабски значит
«раб Христа»).
В «Тамариани» воздается хвала замечательным личным качествам царицы Тамар, ее
душевной чистоте, прекрасной внешности, разуму и таланту государственного
деятеля. Вместе с Тамар, автор восхваляет Давида Сослана и Георгия-Лашу.
В «Абдул-Мессии» воспеваются деяния Давида Сослана и царицы Тамар.
В XII веке на грузинский язык был переведен роман «Висрамиани», в основе
которого лежит персидская поэма XI века «Вис о Рамини» о любви Виса и Рамина.
Вершиной грузинской поэзии является гениальная поэма Шота Руставели «Витязь в
тигровой шкуре». Шота Руставели был родом из месхетского Рустави. Во время
царствования царицы Тамар в течение определенного времени занимал должность
мечурчлетухуцеса (государственного казначея). Последние годы жизни Шота
Руставели провел в Иерусалимском Крестовом монастыре. При его содействии
монастырь был реконструирован, а стены покрыты росписью. Здесь же, на стене
монастыря сохранилось его фресковое изображение.
4. Искусство. В указанный период были построены прекрасные памятники
архитектурного искусства Грузии. Ярким примером высокого строительного
искусства является Большой Гелатский храм святой Богородицы. Его алтарь
украшает замечательная мозаичная фреска Богородицы.
В Картли в этот период были построены церкви: Икорта, Бетаниа, Кватахеви, в
Тбилиси – Лурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного
Гегутского дворца.
Уникальным памятником XII века является высеченный в скале монастырский
комплекс Вардзиа в Джавахети. Это город-крепость, который состоит из нескольких
сот пещер. Поблизости от Вардзии расположен также высеченный в скале Ваханский
монастырь. О высоком уровне инженерного искусства свидетельствуют Беслетский,
Рконский мосты и мост Дандало.
О развитии златокузнечества в Грузии указывает блестящий образец златоваяния –
икона Хахули. В этот период творили выдающиеся мастера чеканки по золоту Бека и
Бешкен Опизари. Золотой оклад Анчисхатской иконы и Цхароставского Евангелия
выполнен Бекой Опизари, а золотой оклад Бертского Евангелия принадлежит работе
Бешкена Опизари.
Большое впечатление производят прекрасные фресковые росписи в Вардзии, Бетании
и Кинцвиси. Грузинская церковь в IV-XII веках После объявления христианства
государственной религией в IV веке в жизни грузинского народа и грузинского
государства значительную роль стала играть грузинская православная церковь. Все
важные события, происходившие в Грузии, находили отражение в жизни церкви,
которая, в свою очередь, оказывала свое сильное влияние на ход этих событий.
Первым настоятелем картлийской церкви был картлийский епископ Иоанэ, присланный
в Грузию из Константинополя. Иоанэ привез с собой священный гвоздь и часть
священного креста и вместе с просветительницей Нино отправился в Мтиулети для
проповеди христианства. Он же причастил святую Нино перед смертью в Бодбе. Во
II половине V века в царствование Вахтанга Горгасала произошло важное событие в
истории грузинской церкви – она стала автокефальной, т. е. независимой.
Предпосылкой этого важнейшего факта стал конфликт между царем Вахтангом и
архиепископом Микаэлом, который ложно обвинил царя в отступничестве от
христианства. Царь опроверг это абсурдное обвинение и в свою очередь уличил
архиепископа в «сребролюбии».
Царь Вахтанг стал готовиться к восстанию против иранцев, но перед тем как
|
|