|
Большую часть населения Грузии составляли крестьяне и слуги. Главным занятием
крестьян было земледелие. Крестьянин работал как на своем наделе, откуда часть
урожая отдавал своему господину, так и на земле феодала. Главной обязанностью
слуги было находиться при барине и выполнять его поручения.
Довольно разнообразным был слой азнауров. В Грузии только постельничих азнауров
было около семисот семей. У азнаура были свои крепостные, своя собственная
земля. В свою очередь и у азнаура был хозяин. Это мог быть царь, или крупный
феодал, а также церковь.
Господствующее положение в обществе занимали дидебулы (крупные азнауры). Им
принадлежали большие земли, они занимали высокие должности при дворе. Феодал
получал землю различным путем: по наследству, от царя за несение определенной
службы или мог просто ее купить. Землю могла купить и церковь, но в основном
она получала ее в пожертвование.
Таким образом, в XI-XIII веках Грузия и политически и экономически была одной
из самых передовых стран на Ближнем Востоке. Грузинская культура в XII и начале
XIII веков Политическое объединение страны, усиление грузинского государства и
его экономический подъем создавали благоприятные условия для дальнейшего
развития грузинской культуры.
1. Просвещение. В Грузии всегда большое внимание уделялось просвещению. В этот
период были созданы два крупных учебно-просветительских центра – Гелатская и
Икалтойская академии.
В 1106 году по указу Давида Агмашенебели началось строительство Гелатского
монастыря. Руководителем академии был наставник-наставников, пользующийся
большим влиянием и авторитетом. Примечательно, что наставник-наставников всегда
фигурировал рядом с католикосом и Чкондидели. В Совете Дарбази
наставника-наставников приветствовал сам царь. Для руководства академией Давид
Агмашенебели пригласил из Петрицони известного философа и ученого Иоане Петрици.
Иоане получил образование в Тао-Кларджети, затем продолжил его в Византии, в
Манганской академии. Своей научной деятельностью Иоане Петрици занимался в
Петрицонском монастыре. Им созданы оригинальные произведения, а также переводы
сочинений Аристотеля, Прокла Диадоха и многих других.
В Гелатской академии в определенное время работал и другой известный грузинский
ученый Арсен Икалтоели. Образование он также получил в Манганской академии.
Затем его деятельность протекала на Черной горе под руководством Ефрема Мцире.
После работы в Гелатской академии Арсен Икалтоели основал в Кахети, в Икалто
академию. Последний период своей жизни Арсен Икалтоели провел в монастыре
Шио-Мгвиме. Среди переведенных им трудов следует отметить «Великий номоканон».
Большую роль в культурной жизни страны играл значительный просветительский
центр – монастырь Шио-Мгвиме. Широкую просветительскую деятельность
осуществляли грузинские к ультурные центры за пределами Грузии: Афонский
Иверский монастырь, Иерусалимский Крестовый монастырь, Петрицонский монастырь и
основанные на Синайской и Черной горах монастыри. Грузины получали образование
в Византии. Давид Агмашенебели для получения образования отправил в Византию 40
способных юношей.
Царская власть Грузии всячески заботилась и покровительствовала монастырям как
внутри страны, так и за рубежом.
2. Историография. При царе Давиде и царице Тамар Грузия достигла своего
наивысшего могущества.
Жизнь и деятельность этих великих царей Грузии занимала умы многих писателей и
историков, которые посвятили им свои труды. Неизвестный автор, условно
названный историком Давида Агмашенебели, написал сочинение «Жизнь царя царей
Давида». В нем описано царствование Георгия II-го и Давида Агмашенебели.
Историк являлся не только сторонником царя и членом его группы, но и был
приближенным к царю лицом. Он описывает деятельность Давида и объясняет
читателю значение каждого его шага и решения. Летописец рассматривает почти все
сферы разносторонней деятельности Давида.
До нас дошли два сочинения, в которых описывается царствование царицы Тамар.
Автор первого сочинения «История и восхваление венценосцев» неизвестен.
Повидимому, он был приближенным при царском дворе лицом. Второе сочинение
«Жизнь царицы царей Тамар», по мнению Иванэ Джавахишвили, написал Басили
Эзосмодзгвари. Оба автора восхваляют Тамар и современную ей Грузию.
Сочинение, написанное историком Давида Агмашенебели, уже в XII веке было
внесено в «Картлис Цховреба» и тогда же оно было переведено на армянский язык.
3. Литература. В XII-XIII веках были созданы замечательные памятники грузинской
литературы. Следует отметить «Покаянный канон» Давида Агмашенебели. Это
песнопение – блестящий образец высокой поэзии, выделяющийся по глубине
содержания и по своей художественной форме. В нем Давид кается в своих личных
|
|