Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Грузии :: М.Вачнадзе, В.Гурули, М.Бахтадзе - ИСТОРИЯ ГРУЗИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 197
 <<-
 
грузинской молодежи.

Грузинский монастырь находился также в Малой Азии, около Антиохии на Черной 
горе. Здесь протекала деятельность известного ученого и переводчика Ефрема 
Мцире. Ученый создал свой, оригинальный стиль перевода. Он считал, что при 
переводе с одного языка на другой необходимо соблюдать следующие три принципа: 
перевод обязательно должен быть выполнен с оригинала; перевод должен быть 
точным, но с соблюдением норм языка, на который переводится текст, перевод 
должен сопровождаться комментариями с объяснением отдельных текстологических 
или исторических моментов. Интересны комментарии, которые Ефрем Мцире прилагал 
к своим переводам. В них можно почерпнуть много интересных сведений о 
грузино-византийских литературных или других отношениях. Ефрем Мцире перевел 
около 70-ти различных сочинений. Среди них следует отметить: сочинения 
Псевдо-Дионисия Ареопагита, труды Григория Богослова и Василия Диди, переводы 
псалмов Давида, отдельные агиографические произведения и др.

Всемирно известен был Иерусалимский Крестовый монастырь грузин, строительство 
которого начал в 20-ых годах XI века Прохор Грузин по указанию Эквтиме 
Мтацминдели. Строительство монастыря осуществлялось при активном содействии 
Баграта IV-го и его матери Мариам.

В середине XI века византийский император Константин мономах основал Манганскую 
академию. Вскоре эта академия превратилась в передовой учебный центр. Здесь 
учились и получили образование: Ефрем Мцире, Иоанэ Петрици, Арсен Икалтоели.

2. Историография. В IX-XI веках было создано несколько значительных 
исторических сочинений. В IX веке было написано «Обращение Картли». Правда, 
повествование начинается с Азо вплоть до конца VIII века, но основная часть 
сочинения касается христианизации Картли просветительницей Нино.

XI век оказался наиболее плодотворным периодом для исторической литературы. К 
этому времени относится «Житие царей» Леонтия Мровели, в котором описывается 
история Грузии с древнейших времен до начала V века; в «Житии Вахтанга 
Горгасала» Джуаншер дает историю Грузии с середины V века до конца VIII века; в 
«Летописи Картли» неизвестный автор описывает события IX-XI веков; и «История 
рода Багратионов» Сумбата Давитисдзе. Каждый летописец в своем сочинении 
использовал труды предшествующих авторов, которые к сожалению, не дошли до нас.

3. Литература. В IX веке грузинское письмо «нусхури» (строчно-церковное) имело 
вполне оформленный вид. Это значит, что оно внедрилось приблизительно в 
VII-VIII веках. В X веке появилась тенденция перехода с «нусхури» на «мхедрули» 
(гражданское письмо). В IX-XI веках были созданы значительные памятники 
грузинской литературы: неизвестного автора «Мученичество Константи-Кахи» (IX 
век), «Мученичество колайских отроков» (IX век); Стефаноза Мтбевари 
«Мученичество Микэл-Гоброна»; Георгия Мерчуле «Житие Григола Ханцтели», Басили 
Зарзмели «Житие Серапиона Зарзмели». В этот же период отличились своей 
деятельностью гимнографы: Иоанэ Зосимэ, Иоанэ Минчхи, Эзра, Микаэл Модрекили, 
Иоанэ Конкозисдзе, Филипе, Стефанэ Чкондидели и др.

4. Искусство. IX-XI века в истории грузинского зодчества – это эпоха новых 
творческих исканий и новых творческих открытий. В этот период было создано 
несколько уникальных памятников грузинской архитектуры.

На рубеже VIII-IX веков был воздвигнут Гурджаанский храм Квелацминда – 
единственный двухкупольный храм в Грузии (как видно, впоследствии это 
направление не получило развития). В этот же период построены церкви Циркола и 
Армази в Ксанском ущелье. Особенностью этих церквей является то, что покрытие 
они имеют двугранное, а куполы их видны изнутри. Подобные архитектурные формы 
нигде в другом месте не встречаются.

В X веке была созданы храмы: Опиза в Кларджети, Кумурдо в Джавахети, Ошки, 
Пархали и Хахули в Тао, Бедиа в Абхазии, комплекс Кветера, а в X-XI веках 
построены такие значительные крепости, как Ацкури в Месхети и Хертвиси в 
Джавахети.

В XI веке были возведены три самых больших храма в Грузии. В Кутаиси был 
воздвигнут храм Баграта, на полу которого сохранилась надпись, извещающая, что 
строительство храма закончилось в 1003 году.

В 1010-1029 годах по благословению католикоса-патриарха Мелхиседека I зодчий 
Арсукисдзе воздвиг храм Светицховели (храм был построен на месте, где вначале 
царь Мириан возвел деревянную церковь, а затем царь Вахтанг Горгасал – 
базилику). Из всех храмов Грузии храм Светицховели имеет самую большую 
внутреннюю площадь. В XI веке в Кахети построили самый высокий храм Алаверди. 
Купол храма впоследствии был реставрирован вместе с западной и северной стенами.


Прекрасными образцами архитектурного искусства являются памятники XI века – 
храмы: Самтависи, Никорцминда, Манглиси, Хциси, Саване и многие другие.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 197
 <<-