|
грузинским монастырям. Правда, Григол Бакурианисдзе передал Георгию город Карс,
но он фактически уже не принадлежал византийцам, а потому грузинам пришлось с
боем отвоевать его у сельджуков. Взятие города Карс вызвало новое нашествие
сельджукских орд. А с 1080 началась «Диди туркоба» – «Великая туретчина».
Повисла серьезная опасность над Восточной Грузией. Турки-сельджуки занимались
кочевым скотоводством и этот цветущий край мог превратиться в пастбища для их
скота. Георгий II не располагал достаточными силами, чтобы разгромить турок. В
1083 году царь явился к Малик-шаху в Испаане и попросил мира с условием выплаты
ежегодной дани. Султан согласился, но условия не выполнил, так как несмотря на
то, что грузины платили ему дань, турки-сельджуки продолжали грабить и
опустошать страну. Вдобавок ко всему в Грузии произошло сильное землетрясение.
В сложившейся тяжелейшей ситуации царский двор принял решение отстранить
Георгия II от управления страной и посадить на трон его шестнадцатилетнего сына
Давида IV. Царь Георгий II отрекся от престола в пользу сына. Культура Грузии в
IX-XI веках В IX-XI веках с политической точки зрения в Грузии сложилась
довольно сложная ситуация. Отдельные грузинские царства и княжества вели
ожесточенную борьбу за первенство в деле объединения страны. Помимо этого
страна страдала от постоянных нашествий арабов, византийцев и турок-сельджуков.
Тем не менее в IX-XI веках страна шла по пути подъема, что отразилось и на
дальнейшем культурном развитии Грузии.
1. Просвещение и центры культуры. В развитии грузинской культуры большую роль
сыграли церкви и монастыри. Здесь создавалась оригинальная грузинская
литература, происходило переписывание древних рукописей и перевод литературы с
греческого, арабского и сирийского языков. Эти монастыри с самого же начала
являлись учебно-воспитательными и учебно-научными центрами. Таких центров было
в Грузии немало, но самым мощным очагом грузинской культуры было Тао-Кларджети,
в чем особая заслуга принадлежит Григолу Хандзтели, возглавлявшему монастырскую
жизнь в этом регионе. В Тао-Кларджети были основаны такие значительные
культурные центры, как Хандзта, Опиза, Шатберди, Ишхани, Ошки и многие другие.
В этот период создаются грузинские монастыри и за пределами Грузии. Одним из
первых таких очагов культуры была основанная в Палестине Сабацминдская лавра.
Во второй половине X века была основана грузинская монастырская колония на
Синайской горе (Ближний Восток). Здесь протекала деятельность известных
гимнографов Иоанэ Зосиме и Иоанэ Минчхи. Значительным монастырским центром был
основанный Иларионом Грузином монастырь Улумбo в Малой Азии.
В развитии грузинской культуры особая заслуга принадлежит Афонскому (Иверскому)
монастырю, основанному в конце X века известным грузинским деятелем Иоанэ
Мтацминдели. Важная роль в создании Иверского монастыря принадлежит Торнике
Эристави. После Иоанэ Мтацминдели настоятелем монастыря был его сын Эквтиме,
известный церковный деятель и переводчик. Он перевел с грузинского на греческий
язык «Мудрость Балавара» (это – грузинская версия сказания о Будде, автор его
грузинского перевода неизвестен). Эквтиме принадлежит перевод с греческого на
грузинский следующих произведений духовной литературы: «Давитни», «Евангелие»,
произведения Иоанэ Окропири, Василия Диди, Григола Богослова, Григола Носели,
Иоанэ Дамаскели, Андриа Крители и др.
Учитывая, что для грузинской церкви необходимо было срочно перевести многие
произведения теологической литературы, Эквтиме Афонский предпочтение отдавал их
сокращенным редакциям. Им же были создано несколько оригинальных произведений
на грузинском и греческом языках. К сожалению, до нас дошла лишь одна молитва,
написанная им на грузинском языке. Эквтиме Афонский был причислен к лику святых
не только грузинской церковью, но и византийской. Его плодотворную деятельность
продолжил выдающийся грузинский церковный деятель Георгий Мтацминдели
(1009-1065). Георгий Мтацминдели родился в Триалети. Он воспитывался в
Хахульском монастыре, затем учился в Константинополе и прожил в Византии 12 лет.
Вернувшись в Грузию, он постригся в монахи в том же Хахульском монастыре.
Деятельность его как монаха протекала на Черной горе. После посещения «святых
мест» в Иерусалиме он обосновался на Афонской горе. Именно Георгий Мтацминдели
отстоял автокефалию грузинской церкви в 1057 году перед патриархом Антиохии
Феодосием. Будучи в Грузии он собрал 80 детей-сирот и привез их в Афонский
монастырь. Его перу принадлежит сочинение «Житие отца нашего Иована и Евфимия».
Он перевел произведения церковной литературы почти всех жанров, среди них:
«Давитни», «Новый завет», отдельные агиографические сочинения, гимнографические
литературные памятники; всего он оставил потомкам около шестидесяти переводов.
Деятельность самого Георгия Мтацминдели описал его ученик Георгий Мцире
(Хуцесмоназони).
В 1083 году в Византии, в Петрицони (на территории современной Болгарии у села
Бачково) для грузин основал монастырь Григол Бакурианисдзе. Он отличился на
военной службе в Византии, был крупным полководцем и носил титул Севастоса.
Григол Бакурианисдзе оказал большое содействие Алексею Комненосу при
восхождении на императорский трон. Он умер в 1086 году в борьбе с печенегами.
Григол Бакурианисдзе сам составил устав (типикон) для Петрицонского монастыря,
ставшего крупным очагом грузинской культуры. В монастыре в течение
определенного времени жил и творил Иоанэ Петрици (отсюда и название монастыря).
В уставе изначально же было указано, что Петрицонский монастырь основан для
|
|