|
ала. Между прочими бытовали
слухи, что они лобызали кошек, жаб и других животных, что, погасив свечи, они
предавались свальному греху, где побуждения плоти якобы не удерживались
никакими пределами: попадалась ли мать, сестра, монахиня, говорит один памятник,
пощады никому не было. Детей, здесь зачатых, через шесть дней после рождения
сжигали, и пепел их служил вместо христианского Причастия. Если, говорит другой
документ, еретики осуждали законный брак, то позволяли иной, предписывая
соблюдение его по неистовым правилам секты. За кровосмешение с матерью
полагалось восемнадцать денариев: шесть за то, что зачала, шесть за то, что
выносила, и шесть за то, что выкормила младенца. За преступление с сестрой
платилось шесть денариев, вместе с матерью — девять денариев.
Обо всех этих сказках ни слова не говорят писатели достоверные и
непосредственные источники. Допросы тоже не подтвердили этого ни в Италии, ни
во Франции 117. Дело в том, что католиков смущала чистота жизни альбигойцев, и,
завидуя, они обвиняли их в тщеславии и притворстве: чисты-де они были днем,
ночью же выказывали всю свою необузданность. Но, повторяем, вся эта клевета—
вымыслы мелких памфлетистов, неспособных стать на более высокую позицию и
рабски следовавших за невежественной толпой. Образованные католики, враги их
веры, отдают должное чистоте, патриархальности и легальности их нравов, столь
противоположных с нравственным обликом тогдашних католических прелатов, которые,
по словам одного стихотворного памятника, «прямо говорят, криво идут,
обманывая простотой и благочестием имени, которое носят» 118.
Печаль всегда рисовалась на бледных, истомленных воздержанием и омраченных
суровой думой лицах катаров, как замечал еще святой Бернар 119. Они ничего не
начинали без молитвы, без благословения Божия; и в отдыхе и в болезни они
мечтали о небе; между ними не было ни слишком высоких, ни слишком малых;
великий Бог, перед взором которого все умалялось, уравнивал всех между собою.
Ровный, тихий голос, скромная походка, смиренный вид, поникший взор были
признаками катара.
«Облик патарена печален, голос наполнен слезами», — справедливо характеризовали
итальянских сектантов. По самому духу своего учения еретики (подразумеваются
«верные», то есть те, кто не посвятил себя исключительно духовным делам)
призваны были к труду и деятельности. Работа была единственным источником,
который мог дать альбигойцу средства к существованию и одновременно
содействовать успеху учения секты. Оттого они блюли свое хозяйство и, ведя
умеренную жизнь, были часто упрекаемы в скупости, в жадности к прибыли.
Оправданием им может быть то, что, подобно евреям, они должны были заботиться о
будущем, должны были ожидать, не обеспеченные в настоящем, ежедневного грабежа
своих муществ, даже изгнания в чужие края. Тысячи мелких оскорблений могли
смягчаться разве что деньгами. Экономическое развитие Лангедока многим обязано
характеру его обитателей вообще, но еще более характеру и личным свойствам
последователей альбигойских сект. «Верные» должны были усиленно трудиться еще и
потому, что в их обязанности входило содержание «совершенных», духовенства,
больных и бедных братьев. Их пожертвования, а также и деньги на требы
собирались в особую казну, которая была на попечении архиерея, в опасное время
ее прятали в погреба в лесах, зарывали в землю и употребляли на общественные
нужды.
Еретики — это сброд бедняков, тунеядцев, невежд, глупцов, — говорили
монахи-хроникеры и восклицал святой Бернард. После всего сказанного очевидно,
насколько это несправедливо. Создать стройную философскую систему, бороться с
учеными богословами — дело ума далеко не невежественного. Полемисты сознавались,
что противники их весьма искусны в знании святого Писания. Множество
«совершенных» получило образование на скамьях Парижского и Болонского
университетов. Церковь католическая не страшилась бы безграмотных невежд.
Вернее было сказать, что еретики были интеллигенцией Юга. Все, чему мы были
свидетелями в первой главе, являлось отражением религиозного свободомыслия.
Альбигойцев упрекали также в лицемерии. Святой Бернар, немец Экберт, испанец
Лука говорят, что «верные» альбигойцы продолжали для вида посещать католические
храмы, что они подходили к причастию, но бросали незаметно облатки в угол или
прятали в молитвенник. В этом же обвиняли их манихейских и присциллианских
предшественников. Не стоит думать, что к такой мере они должны были прибегать
постоянно даже в дни, счастливые для своей веры, но, с другой стороны, нельзя
отрицать, что необходимость в первое время часто ставила их в такое положение.
Во всяком случае твердая энергия и неустрашимость — черта не тех, кто умеет
лишь лицемерить, скрывая свои убеждения, а свидетельством тому, что еретики не
только лицемерили, служит сама история или, лучше, способ распространения
альбигойства.
Искусство и умение еретиков пропагандировать свое учение, их изворотливость,
разнообразие средств, к которым они прибегали, — все это заслуживает особенного
внимания. Вот какой-нибудь «верный», сопутствуемый искушенным в назиданиях
духовным лицом или «совершенным», минуя замок, пробирается по живописной
лангедокской деревне, населенной католиками. Время идет к ночи. У верного здесь
есть знакомые, здесь его всегда считали за католика. Страннику охотно отворяют
ворота. Завязывается тихий разговор, который незаметно, мало-помалу переходит к
вопросам веры и необходимости спасения. Благоговейным тоном верный начинает
говорить, как трудно достигнуть этого спасения. В разговор вмешивается старец,
его незнакомый спутник, скорбный и крепкий вид которого внушают уважение и
невольно располагают к себе. Он ведет красивую речь о Боге и Евангелии, говорит
так набожно, так красноречиво, что назавтра хозяева не отпускают гостей и
соседи, наслышавшись о старце, приходят послушать его. Он задерживается в
деревне. Из его уст так убедительны уверения о зле, заразившем нынешних
пастырей, о порче, которую они внесли в христианское учение, что остается
только отступать пере
|
|